СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 5 классе по теме: «Уравнения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике в 5 классе  по теме: «Уравнения»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 5 классе»











Конспект урока по математике в 5 классе

по теме: «Уравнения»








Составитель: Емельянова М.А.,

Учитель математики МОУ «СОШ № 39»







г. Воскресенск

Тема: Уравнение

Класс: 5

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

  • Образовательная: повторение изученного в начальной школе материала, связанного с уравнениями; обучение решению задач алгебраическим методом.

  • Развивающая: развитие логического мышления; развитие устной и письменной речи учащихся.

  • Воспитательная: формирование ответственного отношения к обучению.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

  • учебник «Математика» для 5-го класса, авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.;

  • презентация (см. приложение 1).

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Устный счет (презентация)

  5. Актуализация опорных знаний (презентация).

  6. Основной этап. Объяснение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учеников



–Ребята, кто может дать определение уравнения?


–Придумайте свое уравнение.


–Хорошо, а теперь поработаем с материалом из учебника. Прочитайте статью на стр. 58-60 и приготовьтесь отвечать на вопросы.

–Итак, какое число называется корнем уравнения?



–Как найти неизвестное слагаемое; вычитаемое; уменьшаемое?








–Верно. Рассмотрим несколько примеров.

№ 372 (а). Решить уравнение.

–Посмотрите на данное уравнение. Что можно о нем сказать?

–А как найти неизвестное слагаемое, зная сумму и второе слагаемое Что нам об этом говорит определение?


–Верно, что же мы получим?

–Чему равен ?

–А как нам проверить, верно ли решено уравнение?




–И какое же равенство у нас получилось?

–Действительно, значит корень этого уравнения 48.

Ответ. 48.

№ 372 (г). Решить уравнение.

–Посмотрим на данное уравнение. Что мы видим?


–Что в этой разности нам необходимо найти?

–Как мы найдем уменьшаемое?



–Какой вид тогда примет наше уравнение?

–Сделаем проверку. Что у нас получится?


–Действительно, мы получили верное равенство. Что это означает?

Ответ. 112.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

–Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти, называется уравнением.

По очереди называют свой вариант.

Работают с материалом из учебника.



–Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.

–Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.


Делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

–Мы видим, что сумма чисел и 37 дает число 85.

–Чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое.


–Нам нужно подставить 48 вместо в уравнение. Если получится верное равенство, то число 48 является корнем уравнения.




Делают записи в тетради, отвечают на вопросы.

–Мы видим, что дана разность двух чисел и 94, которая равна 18.

–Нам нужно найти уменьшаемое

–По определению уменьшаемое – это сумма вычитаемого и разности.

, т.е.

–Мы получим равенство .

–Это значит, что число 112 является корнем уравнения.


  1. Физкультминутка (на слайде слова, которые говорит учитель; учащиеся выполняют действия, отражающие смысл этих слов).

  2. Основной этап. Решение задач.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

–В математике немало задач, которые не совсем удобно решать арифметически. Поэтому существует алгебраический способ решения, т.е. решение с помощью составления уравнений. В таких задачах чаще всего буквой обозначают то, что требуется найти в задаче.

Рассмотрим примеры.

№ 373 (а). Решить с помощью уравнения задачу: в корзине было несколько грибов. После того как в нее положили еще 27 грибов, их стало 75. Сколько грибов было в корзине?

–Прочитайте задачу, о чем в ней говорится?

–Что требуется найти?


–Значит, что мы обозначим буквой?


–Хорошо. Пусть в корзине было ?

Читаем условие задачи еще раз. Что сделали дальше?

–Какое выражение можем составить, зная сколько было, т.е. , и сколько добавили?

–Верно, а что сказано в задаче о том, сколько грибов стало?

На доске и в тетрадях схема:

–Что же мы видим из нашей схемы? Какой знак нужно поставить между числовым выражением и числом?

–И что мы получили? Как такое равенство называется?

–Верно, мы получили уравнение. Нужно теперь его решить. Посмотрим на это уравнение, что мы видим?

–Что нам нужно найти в этом равенстве?



–Как найти неизвестное слагаемое, зная второе слагаемое и сумму?

–Верно, согласно определению, чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Какое равенство мы получим?

–Что мы обозначали за ?



–Какой запишем ответ?

Ответ. в корзине было 48 грибов.


№ 373 (б). Решить с помощью уравнения задачу: в мотке было несколько метров проволоки. После того как отрезали 9 м., осталось 25 м. Сколько метров проволоки было в мотке?

Задача решается аналогично № 373 (а). Все рассуждения повторяются.

Слушают учителя.








Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают записи в тетради.




–В задаче говорится о грибах.


–Сколько грибов было в корзине.

–Первоначальное количество грибов в корзине.


–В корзину положили 27 грибов.


–По условию задачи грибов стало 75 штук.





–Здесь нужно поставить знак равно.


–Мы получили уравнение.


–Мы видим, что дана сумма двух чисел и 27, которая равна 75.

–Нам нужно найти первое слагаемое.

–Нужно найти разность суммы и второго слагаемого.



–За мы обозначали количество грибов, которое было в корзине.

–В корзине было 48 грибов.



Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают записи в тетради.



  1. Подведение итогов урока и рефлексия.

  2. Домашнее задание (читать стр. 58-60, № 372 (б, е), № 397 (б)).

Завершение урока.

Просмотр содержимого презентации
«приложение 1»

Уравнение

Уравнение

Цели урока:

Цели урока:

  • Вспомнить материал, изученный в начальной школе, по теме «Уравнения».
  • Познакомиться с алгебраическим методом решения задач.
Устный счет Найдите значения выражений:  97+49 = 398+435 = 176+298 = 332-199 = 600-496 = 6. 237+48 = 7. 97+58 = 8. 72-47 = 9. 66-38 = 10. 476-239 = 146 285 155 833 25 474 28 133 237 104

Устный счет

Найдите значения выражений:

  • 97+49 =
  • 398+435 =
  • 176+298 =
  • 332-199 =
  • 600-496 =

6. 237+48 =

7. 97+58 =

8. 72-47 =

9. 66-38 =

10. 476-239 =

146

285

155

833

25

474

28

133

237

104

Актуализация опорных знаний a+34 52+x x-13 = 48 c-57 y-41 56-z равенство уравнение Рассмотрите выражения Объясните, почему вы так решили? Кто помнит, как называется это равенство? Выберите лишнее

Актуализация опорных знаний

  • a+34
  • 52+x
  • x-13 = 48
  • c-57
  • y-41
  • 56-z

равенство

уравнение

Рассмотрите выражения

Объясните, почему вы так решили?

Кто помнит, как называется это равенство?

Выберите лишнее

Физкультминутка Нам радостно, нам весело!  Смеемся мы с утра.  Но вот пришло мгновенье,  Серьезным быть пора.   Глазки прикрыли, ручки сложили,   Головки опустили, ротик закрыли.  И затихли на минутку,   Чтоб не слышать даже шутку,   Чтоб не видеть никого,  А себя лишь одного!

Физкультминутка

Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора.  Глазки прикрыли, ручки сложили,  Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку,  Чтоб не слышать даже шутку,  Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного!

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Читать стр. 58-60.
  • Выполнить № 372 (б, е), № 397 (б).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!