Тема: «Доли».
Цель: познакомить с понятием «доля».
Задачи:
Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, читать и записывать доли.
Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу,
Развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление.
Тип урока: формирование и совершенствование новых знаний.
Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: фронтальная работа, работа в группах, парах, самостоятельная работа, практическая работа.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Для учащихся: полоска бумаги(12 см х 1 см), сигнальные карточки, учебник по математике для 3 класса. Т.Е. Демидова «Математика» ,1 часть М.: Баласс, 2011
Ход урока.
Организационно-психологический этап.
- Сегодня на уроке у нас много гостей. А с каким выражением лица встречают гостей? (С улыбкой).
- Правильно с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и гостям.
2.Актуализация знаний.
а) - Отгадаем кроссворд (слайд 1).
Появляется текст задания.
- Найдите в кроссворде имя девочки, которая поможет нам провести урок (Алиса).
б) Устный счет. Слайд 2
Алиса зашифровала слово. Вычислите результатыи запишите ответы в строчку. Соотнесите результаты с буквами и скажите какое слово зашифровала Алиса.
Записывайте только ответы в строчку – слайд 4
8х4 = 24 А
75-24 = 51 П
3х9 = 27 Е
81:9 = 9 Л
36+56= 92 Ь
64:8 = 8 С
0х4 = 0 И
1х12 = 12 Н
слайд 6 – картинка апельсина
Постановка темы. (4,5 слайд)
Алиса хочет вам напомнить историю с апельсингом из мультфильма «Мы делили апельсин».
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)
- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
перетягивают дольки к животным
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли) –
в) Сообщение темы и цели урока. (6,7слайд)
- Мы познакомимся с новым математическим понятием «доли», научимся их определять, читать и записывать
Открытие « нового».
- Откройте учебник на с.76, №1. Как разделила апельсин Алиса?
- Какая часть досталась каждому?
- В математике равные части называются долями.
- Сколько долей всего? (2).
- По сколько долей получил каждый? (по 1).
- Значит, у каждого из друзей одна из двух долей или одна вторая доля. Записать это можно так -1/2
Практическая работа.
- У вас на парте лежат полоски. Возьмите полоску и согните её пополам, ещё раз пополам. Разверните. На сколько долей линией сгиба разделили полоску? (на 4). Закрасьте красным карандашом одну такую долю. Как теперь записать, какую долю вы закрасили?
- Прочитайте запись. ( одна четвёртая доля)
- Что обозначает здесь каждое число? (Ответы, предположения детей).
- Проверим наше предположение текстом учебника ( с. 76)
Первичное закрепление.
а) Ой, к нам пришли гости. Давайте и их угостим шоколадкой. На сколько частей нужно разделить шоколадку? (на три части).
- Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь. Проверьте себя
- А вот еще гости, давайте и их теперь угостим шоколадкой. На сколько частей надо ее разделить? (6 гостей, значит на 6 частей)
- Какую долю получит каждый гость? (1/6)
- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)
- Но ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть)
- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается меньше, чем 1/6. (Слайды)
б) Мышь пригласила подругу полакомиться сыром (слайд 13- 15). Какая доля досталась каждой мышке? Запишите. Тянем мышек в стороны
- А вот прибежали еще две мышки и с ними пришлось делиться. Сколько теперь частей у мышек? Запишите, какая доля у каждой мышки.
- Ой, на запах сыра прибежали еще мыши придется для них еще головку сыра достать . На сколько частей надо поделить сыр? Запишите, какая доля досталась каждой мышке (щелчок).
в) Работа у доски и в тетрадях.
- Начертите отрезок длиной 5 см, разделите его на пять равных частей. Выделите одну долю. Как будет называться эта доля? Запишите. ( 1/5).
г) - А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля? (Слайд)
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
- Можем ли мы эти части записать дробью? (нет, так как это не доли, доли – это равные части)
д) Какое время показывают часы? (5 часов 15 минут) (Слайд)
- Какую долю от часа составляют 15 минут? Как это узнать? (надо узнать сколько раз по 15 поместиться в часе). Запись проводиться на клеточках.
- Как это узнать? (в часе 60 минут, надо 60 разделить на 15)
- Запишите решение в тетрадях самостоятельно, можете консультироваться с соседом.
- Какой ответ у вас получился? (в часе 4 раза по 15 минут)
- Давайте проверим (щелчок).
- Какая это доля? (1/4) – щелчок.
- Как по-другому называется ¼ часть? (четверть)
- Как по-другому можно назвать время на часах? (четверть шестого)
Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое доли?
- Какие задания для вас показались сложными?
А какие больше всего понравились?
- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.
Оценивание работы учащихся учителем.
Домашнее задание.
- Урок 35, правило,
№ 4 – определение и запись долей,
№ 6 – решение задачи (любой на выбор).