Тема: Сравнение дробей.
Цель: систематизировать знания о дробях.
Задачи :
закреплять умение составлять и сравнивать дроби, отмечать их на полосках;
развивать навык устного счета;
развивать логическое мышление, память;
развивать математическую речь учеников в ходе комментирования, объяснения и использования математических терминов;
развивать умение работать самостоятельно, в парах, группах и в коллективе;
воспитывать интерес к математике.
Оборудование: по 5 полосок у каждой пары учеников, учебник, рабочая тетрадь.
Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите на эти часы. Что будет, если мы уберём одну детальку из механизма? Вот так и знания человека состоят из маленьких деталей. И только когда эти детальки собраны, тогда знания начинают действовать и их можно применить в жизни.
Есть такая поговорка: «Мудрым никто не родился, а научился.» (слайд 2-3)
Продолжим и мы свой путь к мудрости. Тем более что сегодня мы путешествуем с героями Волкова (Элли, Тотошка, Страшила). (слайд 4)
Вы любите разгадывать ребусы? Посмотрите на экран, бедный Страшила задумался, помогите расшифровать запись.
(слайд 5)
– А что такое дробь? (Дробь – это одна или несколько частей целого)
2) Запишем дроби под диктовку. (Один у доски)
две пятых, девять восемьдесят пятых, пять тридцать восьмых, четыре пятых, три десятых, три пятых, сорок одна восемьдесят пятая, пять шестьдесят четвертых
– Проверьте результат.
Прочитаем еще раз дроби.
– Как называется число под чертой? Что он показывает? (Число, записанное под чертой – показывает, на сколько равных частей делят целое.)
– Как называется число над чертой? Что он показывает? (Число, записанное над чертой – показывает, сколько таких частей взято.)
– На какие две группы можно разделить дроби. (Дроби с одинаковым числителем и дроби с одинаковым знаменателем.)
Актуализация опорных знаний.
Дровосек так расстроился, но Страшила не сдается ведь ребята им помогут заполнить таблицу. (слайд 6)
Найти сумму чисел 84 и 36 –е 120
Найти разность чисел 108 и 48 – н 60
Найти произведение чисел 14 и 5 – и 70
Найти частное чисел 81 и 3 – в 27
Найти 1/6 часть от числа 90 – р 15
1/3 числа равна 14. Чему равно число? – н 42
Жевуны принесли Гингеме 36 змей, а лягушек ¼ от количества змей. Сколько всего лягушек и змей принесли Жевуны? – е 45
Элли принесла Бастинде ведро воды. В ведре – 14 литров. 1/7 часть воды она пролила на пол, а остальную вылила на Бастинду. Сколько л воды попало на Бастинду? – с 12
Урфин Джюс сделал квадратный стол со стороной 4м. Найдите площадь стола. – а 16
Поставьте ответы в порядке возрастания. Какое слово получилось? СРАВНЕНИЕ
е | н | и | в | р | н | е | с | а |
| | | | | | | | |
12 | 15 | 16 | 27 | 42 | 45 | 60 | 70 | 120 |
с | р | а | в | н | е | н | и | е |
Назовите тему урока:
Знакомство с новой темой.
Как вы думаете, что мы сегодня будем сравнивать?
Практическая работа в парах. Элли решила немножко поработать или почертить.
(Можно провести работу в тетради. Начертим прямоугольник 8см и 2 см.)
Перед вами лежат 5 полоски. Что вы можете о них сказать? (они одинаковые)
Возьмите еще одну полоску и согните её пополам. Как называется каждая часть? Подпишите. 1/2
Возьмите следующую полоску, согните её пополам и ещё пополам. Разогните, подпишите каждую из получившихся частей. 1/4
Возьмите следующую полоску. Согните пополам, пополам, пополам. Разогните. Подпишите части. 1/8
Следующую полоску надо разделить на 3 части. Как это сделать?
Подпишите части. 1/3
Последнюю полоску надо разделить на 6 частей. Подпишите части. 1/6
Что больше: 1/6 или ¼? 1/8 или ¼? 1/8 или 1/6? Какой вывод о сравнении дробей можно сделать? Я начну, а вы продолжите: Если у дроби числители одинаковые, а знаменатели разные, то больше та дробь, у которой знаменатель….. меньше
А теперь игра наоборот: Что меньше: ¾ или 2/4? 5/6 или 3/6? 2/8 или 5/8?
Какой вывод о сравнении дробей можно сделать? Я начну, а вы продолжите: Если у дроби знаменатели одинаковые, а числители разные, то больше та дробь, у которой числитель…. ( больше) (слайд _)
Первичное закрепление.
Групповая работа. Учебник с.90 № 3
Пользуясь данным алгоритмом, расставьте дроби в том порядке, в котором указано в задании. Проверка.
А как же быть, если у дроби и числитель, и знаменатель разные? (сравнивать по моделям).
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Учебник с.90 № 4
Проверка на смарт-доске.
Включение новых знаний в систему знаний.
Решение задачи № 5.
Прочитайте задачу, подчёркивая главные слова. Что известно в задаче? Что надо узнать? Это задача простая или составная? Составим краткую запись и решим её.
Закрепление полученных знаний.
Элли с друзьями шла по дороге из жёлтого кирпича. Сначала друзья прошли 7км 30 м, потом ветром унесло шляпу Страшилы и они шли назад 2 км 87 м, а потом поехали на тележке 9 км 360м. Какова длина пути? Да, а 1/3 пути лев бессовестно проспал на тележке. Сколько км и м лев ехал и спал?
Рефлексия.
Сегодня в ваши знания о дробях добавилась ещё одна деталь. Что вы учились сегодня делать? Повторим алгоритм сравнения дробей. Можно ли сказать, что вы стали чуть умнее?
Домашнее задание.
с.90 № 6, с.91 № 11 (2)