п. Весёлый Чунского района Иркутской области
Тема занятия: «Названия компонентов и результата умножения».
Тип занятия: Урок получения нового знания.
Цель занятия | Познакомить учащихся с названиями компонентов, результата действия умножения и соответствующего выражения. |
Задачи занятия | Создать условия для изучения и первичного закрепления нового материала. Содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности. Формировать коммуникативные действия. Развивать навык счета; Развивать умение решать задачи; Учить правильно читать и записывать примеры. |
Универсальные учебные действия (УУД), формируемые на учебном занятии | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям. Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений, находить рациональные пути решения. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, формировать умения сотрудничать через работу в группах. |
Планируемые результаты | Предметные: знание понятий при действии умножения: «множитель», «произведение»; умение читать примеры с использованием новых терминов; умение решать задачи различными способами; умение заменять сумму одинаковых слагаемых умножением. Личностные: выполнять задания творческого и поискового характера; слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Метапредметные: Коммуникативные: контролировать свою деятельность, планировать ход решения; Регулятивные: уметь находить и исправлять свои ошибки; Познавательные: совершенствовать навык решения задач и примеров, умение отбирать нужную информацию. |
Основные понятия, используемые на занятии | «Действие умножения», «множитель», «произведение». |
Организация метапредметного пространства: | |
Межпредметные связи | Окружающий мир, русский язык, история. |
Ресурсы | - Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /[М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – 8-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - карточки для групповой работы. - мультимедийный проектор. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | Фронтальная работа; работа в парах, в группах; самостоятельная работа. |
Образовательные технологии, методы, приемы | Игровая технология; деятельностный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы. |
Дидактичес кая структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Организационный момент. | Пусть сегодня для нас всех На урок придет успех. Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелаем всем удачи и успешности в придачу! Всё увидим! Всё узнаем! Всё получится у нас! | Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. | Психологический настрой. | | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: проявление доброжелательности друг к другу. |
2.Актуализация знаний. | - И прежде чем приступить к изучению темы нашего урока, давайте проверим ваши знания. Слушайте внимательно и кто знает ответ, первым быстро поднимает руку. | Отвечают на вопросы: 7 2 10 6 На 8 | Устный счёт. - Сколько хвостов у семи котов? - Сколько носов у двух псов? - Сколько ушей у пяти малышей? - Сколько ушек у трёх старушек? - На сколько больше лапок у 6 цыплят, чем ног у одной лошади? | | Познавательные: актуализация изученных способов действий; развитее мыслительных операций. Регулятивные: умение оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности. |
- К нам в гости с весёлой полянки заглянули ваши любимые мультяшные герои – Смешарики. А теперь Карыч со своими друзьями предлагает нам немного поиграть и порешать. Карыч будет предлагать вам выражение, а вы должны выбрать правильный ответ из тех, которые нам будут предлагать его друзья. | Находят значение выражений. Читают их по-разному: - К 36 прибавить 14 получим 50. - Первое слагаемое 12, второе слагаемое 25, сумма равна 37. - Сумма чисел 62 и 20 равна 82. И т.д. | Дидактическая игра. (Приложение 1). Слайд 1. Слайд 2-10. - А давайте попробуем прочитать эти выражения по - разному. - А как называются компоненты действия сложения? - А вычитания? | Умение читать примеры с использованием новых терминов. | Познавательные: актуализация изученных способов действий; развитее мыслительных операций. Регулятивные: умение оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности. |
- А сейчас Ежик предлагает вам интересное задание. Посмотрите на слайд. Что вы видите? - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Ниже – Задача. - Сколько яблок в одной корзине? А сколько корзин? - Кто может придумать задачу по этой иллюстрации? - Как мы можем узнать, сколько всего яблок купили? 1 к. – 5 яб. 4 к. - ? яб. - А как ещё мы можем посчитать общее количество яблок? - Отлично. Давайте посчитаем с помощью умножения. Как мы можем это записать? Что вы знаете, как записывается действие умножения, но давайте запишем, как же всё-таки выглядит правильная запись этого действия. Мы должны количество предметов умножить на то число, сколько раз оно повторяется. В нашем случае, какое число будет являться количеством предметов? - А сколько раз оно повторяется? - Значит, как будет выглядеть запись этого решения? | Рассматривают слайд. Отвечают на вопрос. Записывают дату в тетради и слово Задача. - В одной корзине 5 яблок. А корзин четыре. - В магазине купили 5 корзин яблок. В каждой корзине было по 5 яблок. Сколько всего яблок купили? 5+5+5+5=20 (яб.) - Умножением. - 5 яблок - 4 раза 5*4=20 (яб.) | Задача. Слайд 12. | Умение заменять сумму одинаковых слагаемых умножением. | |
3.Самоопределение к деятельности. | - А как вы считаете – имеют ли названия компоненты действия умножения? - Чем же по-вашему мы сегодня займёмся? Названия носят города и реки, Вам от рождения фамилия дана. И каждому числу при умножении Особенные дали имена. - Какое ключевое слово у вас получилось? - А как вы думаете, что означает научный термин «Множитель», т.е. обозначает при умножении 1-ый множитель? - А 2 -ой множитель? - А как же называется результат действия умножения? - Ребята, как вы думаете, почему ученые - математики назвали результат умножения "произведением". -Итак, мы готовы ответить на поставленный нами проблемный вопрос: Как называются компоненты и результат действия умножения? | Работа в группах: (Приложение 2. Карточки для групп.) 1 группа - записывает числа в порядке убывания и расшифровывает своё ключевое слово. 2 группа - записывает числа в порядке возрастания и расшифровывает своё ключевое слово. 3 группа – записать круглые числа в порядке возрастания и расшифровывает своё ключевое слово. - МНОЖИТЕЛЬ. - Число , которое повторяется/ множится или какое число складываем. - Сколько раз складываем это число или сколько раз повторяем число которое множат. - ПРОИЗВЕДЕНИЕ. - Потому что маленькое число произвели в большое, т.е. сделали большим, потому что повторяли его несколько раз. | Задание от Копатыча: Работа по карточкам. - Возьмите карточки, которые лежат у вас на столе. Каждому числу/ответу соответствует своя буква. Проведение межпредметной связи. ВЫВОД: 2 • 8 = 16 множитель множитель произведение ПРОИЗВЕДЕНИЕ (вывешивается табличка с названиями) | Знание понятий при действии умножения: «множитель», «произведение». | Познавательные: анализ ситуации; постановка проблемы; осознание познавательной задачи Личностные: самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока Регулятивные: понимание, принятие и сохранение учебной задачи Коммуникативные: участие в диалоге, выполнение принятых норм культуры речи |
4.Физминутка. | Показ и выполнение упражнений. | Выполнение движений: Хлопок, хлопок. Поворот вокруг себя. Прыжки на месте. | Множитель, множитель, Затем произведение. Вот и названье Компонентов умножения. | | |
5.Работа по теме урока. | - Учебник стр. 54 правило. Задание от Кроша. № 1. Вычислить произведения, заменяя умножение сложением одинаковых слагаемых. № 3. Решение задачи. - Прочитайте. О чём говорится в задаче? - Что сейчас обычно называют лимонадом? А вы знаете, почему этот напиток называют лимонадом? В XVII веке лимонадом назывался напиток, приготавливаемый из лимонного сока и лимонной настойки. Отсюда и его название — Limonade, что значит «лимонизированный». А ещё его раньше называли «ситром», потому что слово «лимон» в переводе на французский означает «citron». - Что нам говорится в задаче о лимонаде? - Что нам нужно найти? - Каким действием можно решить эту задачу? А ещё? - Как называются компоненты действия умножения? | Чтение правила в учебнике. Выполняют задания: 2 примера на доске с объяснением. Остальные самостоятельно. Проверка. - О бутылках с лимонадом. - Напиток. - Что в одной бутылке 2 л лимонада. - Сколько литров лимонада в четырёх и трёх бутылках. - Умножением. Сложением. - Первый множитель, второй множитель, произведение. | 9 * 2=9 + 9 2 * 3=2+2+2 1 * 5=1+1+1+1+1 0 * 4=0+0+0+0 12 * 2=12+12 В каждой бутылке по 2 л лимонада. Сколько литров лимонада в четырёх бутылках? В трёх? Проведение межпредметной связи. | Умение читать примеры с использованием новых терминов. Умение заменять произведение суммой одинаковых слагаемых. | Познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания, желание сопротивляться трудностям Регулятивные: осмысление учебного материала; действие с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
6.Закрепление изученного | № 6. Решение числовых выражений в столбик. | 2 примера у доски с объяснением, 2 других самостоятельно. | _90 36 54 и т.д. | Умение производить письменные вычисления (сложение и вычитание) двузначных чисел. | Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
7. Рефлексия учебной деятельности. | Закончи предложения : При сложении числа называются…… При умножении числа называются….. Уменьшаемое , вычитаемое ,…….. Множитель, множитель,…….. | Озвучивают концовку предложений. | | | Личностные: самоконтроль; установление связей между целью деятельности и её результатом Регулятивные: умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание. |
8.Итог урока. | - Давайте подведём итог нашего урока. - Что мы делали сегодня на уроке? - Какие знания закрепили? - Каким знаком обозначаем умножение? - Когда мы сложение можем заменить умножением? - Как называются компоненты умножения? - Что получим, если 1 умножим на число? - Что получим, если 0 умножим на число? - Вы все сегодня очень старались. Все большие молодцы! | Анализируют деятельность на уроке. | | |
10.Д/з | Стр. 54 № 2, № 4. | | | | Личностные: восприятие речи учителя. Познавательные: осознание поставленных задач. |