СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по химии для 10 класса "Алканы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии для 10 класса "Алканы"»

Урок №3 19.09.2022

Тема урока:Алканы.

Цели урока:

Цель – формирование ключевых знаний у учащихся об изомерии, гомологии, строении, физических свойствах алканов.

Задачи:

  1. Образовательные - рассмотреть гомологический ряд предельных углеводородов, строение, физические свойства.

  2. Развивающие - развивать умение выдвигать гипотезу и проверять её, умение наблюдать и рассуждать, классифицировать и анализировать, делать выводы, способность к рефлексии и саморефлексии,

  3. Воспитывающие - воспитание самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции; показать единство материального мира на примере генетической связи углеводородов разных гомологических рядов, получаемых при переработки природного и попутного нефтяного газов, нефти и каменного угля.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие учащихся, организация внимания.

Приветствие учителя.

Введение в тему

  • Зажигаем парафиновую свечу и керосиновую лампу.

  • Демонстрируем нерастворимость парафина и керосина в холодной воде.

  • Демонстрируем нерастворимость парафина и керосина в горячей воде, наблюдаем за каплями расплавленного парафина, стекающими по свече.

- Как вы думаете: почему парафин и керосин в горячей воде не растворим?

О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Сообщение темы урока: "Алканы"




Парафины - твёрдые предельные (насыщенных) углеводороды.  Парафин не растворим в воде

О веществах, которые входят в состав парафина и керосина, а так же и о других похожих на них соединениях.

Актуализация знаний

Алканы относят к классу углеводородов.

- Вспомните, какие вещества называют углеводородами?

- Вспомните, чему равна валентность атомов углерода в органических соединениях?

- Чему равна валентность атомов водорода?

(Химический знак и валентность атомов углерода и водорода).

Электронное строение атома углерода, переход его в возбужденное состояние.

Углеводороды - соединения, состоящие только из атамов углерода и водорода.

Валентность атома С=IV

Валентность Н=I


С:1S22S22P2 →→→ C*:1S22S12P3 
основное состояние→*возбужденное состояние.

Изучение нового материала

На доске написан план изучения алканов:

- строение - гомологический ряд

- изомерия и номенклатура

- получение - физические свойства

- химические свойства

- применение

1. Строение

Почему алканы называются «предельными или насыщенными углеводородами»?

АЛКАНЫ - это углеводороды с общей формулой Сп Н2п + 2  в молекулах которых








Выдвигают свои предположения


Записывают определение в тетради.


между атомами углерода имеются только одинарные (сигма) связи.

В молекулах алканов имеются только одинарные  - связи. Все четыре валентности атома углерода в молекулах алканов полностью, т.е. до предела, насыщены атомами углерода и водорода. Между атомами углерода отсутствуют  кратные связи. Отсюда происходят другие названия этих углеводородов - насыщенные или предельные.

(Показ шаростержневую молекулу метана,и других алканов.)

Алканы- sp3 гибридизация электронных орбиталей. Строение молекулы метана - тетраэдическое, углы между орбиталями равны 109°28'.

Гомологический ряд:

 Что такое гомологи?

Гомологический ряд метана:

СН4-метан

С2H6-этан

C3H8-пропан

C4H10-бутан

C5H12-пентан

C6H14-гексан

C7H16-гептан

C8H18-октан

C9H20-нонан

C10H22-декан

Изомерия и номенклатура:

Для алканов характерна только изомерия углеродного скелета. Начиная с бутана у каждого алкана с линейной цепью появляется изомеры с разветвленным углеродным скелетом, возникла необходимость выработать систему их названий. Такая система была разработана Международным союзом теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) и получила название международной номенклатуры ИЮПАК.

Алгоритм составления названия алканов.

1.В структурной формуле выбирают самую длинную цепь атомов углерода (главную цепь)

2.Атомы углерода главной цепи нумеруют, начиная с того конца, к которому ближе разветвление (радикал)

3.В начале названия перечисляют радикалы и другие заместители с указанием номеров атомов углерода, с которыми они связаны. Если в молекуле присутствует несколько одинаковых радикалов (два, три, четыре и т. д.) то цифрой указывают место каждого из них в главной цепи и перед их названием ставят соответственно частицы ди-, три-, тетра-  и т.д.

4.Основой названия служит наименование предельного углеводорода с тем же числом атомов углерода, что ив главной цепи.


Задание 1. Составления названия алканов. .















Записывают и зарисовывают в тетради.

















Гомологи - это вещества, сходные по строению и свойствам и отличающиеся на одну или более групп -СH2





































Записывают в тетради


















А) 2-метилбутан

Б) З-метилгексан

В) 2,2,4 - триметилпентап

Г) З-метил – 5 - этилтептан








Закрепление изученного материала

III. Закрепление: индивидуальная работа у доски и в тетрадях

 - Составьте все возможные изомеры гептана и назовите их.

 - Составьте два ближайших гомолога пентана и назовите их.

 - Определите предельный углеводород, плотность паров по воздуху которого равна 2. (C4H10)


Рефлексия


«Лестница успеха»

Умею…

Понимаю…

Знаю….

Оценивают свою деятельность

Домашнее задание

п. 3 (с.18-20), выполнить 3, 4, 7

Записывают Д/З







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!