СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"»


Конспект зачетного урока

по истории в 5 классе по теме

«Рабство в Древнем Риме»


Класс: 5

Дата, номер урока, время проведения: 10.04.2019 г., №4, 11.25.

Предмет: история

Тема урока: «Рабство в Древнем Риме»

Тип урока: Урок – путешествие

Вид урока: Урок – экскурсия

Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи урока:

  1. Образовательная: формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

  2. Развивающая: развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, дать характеристику событиям и участника.

  3. Воспитательная: способствовать воспитанию чувств сопереживания, развитию интереса к истории.

Планируемые результаты урока: (предметные, метапредметные, личностные).

Предметные:

- формирование первоначальных представлений о рабстве в Древнем Риме, о положении раба.

- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений, происходящих в Древнем Риме.

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- способность решать творческие задачи;

- представлять результаты своей деятельности в различной форме (сообщение, презентация….).

Личностные:

- ответственное отношение к учению;

- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанный выбор в построении дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

- уважение прав и свобод личности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Литература:

  1. Висагин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций\ А.А. Весагин, Г.И.Годер, И.с. Свеницкая; под ред. А.А.Искандерова.-5-е изд. – М.; Просвещение, 2015.- 303 с.

  2. Электронная библиотека «Кирилл и Мефодий».

  3. https://kopilkaurokov.ru

  4. https://nsportal.ru



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Орг.момент.(1мин.)



















  1. Повторение изученного. Работа с картой. (5 мин.)

































































  1. Изучение нового материала (5 мин.)













































  1. Изучение новой темы.

Дан план:

- Источники рабства;

- Труд рабов в сельском хозяйстве;

- Труд рабов в доме рабовладельца.

- Гладиаторы.

1) Работы с понятийным аппаратом (2 мин.)





























Инсценировка (две рабыни и раб)
о возникновении и источниках рабства. (5 мин.)





































































2) Труд рабов в сельском хозяйстве (5 мин.)

















































































































Физкультминутка (2 мин.)



















3) Труд рабов в доме рабовладельца (6 мин.)

































4.Гладиаторы (5 мин.)











































































































































5.Закрепление изученного



(5 мин.).





















6.Подведение итогов урока (2 мин.)







7.Выставление оценок

(1 мин.).

8.Домашнее задание

(2 мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Давайте создадим друг другу отличное настроение и улыбнемся. Я хочу пожелать вам, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную совместную работу!





- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворение и закончите их необходимыми словами.

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:



Чтоб Италию на карте 
Отыскать в короткий срок, 
Запомни, нужно полуостров 
Найти, похожий на... (сапог).
Конечно, путь туда не близкий, 
На полуостров ... (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы 
Крутые горы ... (Аппенины).
Там, где Тибр полноводный 
Течет в зеленые долины, 
Селились в древности глубокой 
Трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском 
Ей даже памятник хранится. 
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (волчица).
Ромул дал названье месту, 
Это потому, что им 
Был основан город ... (Рим).
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.
И с Римом храбро воевал.





Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.

Подумайте и скажите, какова цель нашего урока.























































Да, мы действительно сегодня познакомимся с жизнью рабов в Древнем Риме.



Работа с понятийным аппаратом.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? “Подбери слово”- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?





Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет”. А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме? Задание понятно?





































































































































- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?





- Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

Работа с историческим документом.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с тем, как использовался труд рабов в сельском хозяйстве. Ребята, возьмите печатные листочки. Каждый про себя внимательно прочитайте текст и вопросы к нему. Найдите ответы в тексте документа. Можно работать с карандашом. Времени на работу даётся 5 минут.

Марк Порций Катон. Земледелие. 
Марк Порций Катон (234—149 гг. до н.э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. 
В трактате “Земледелие” он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 194-196.

Вопросы к документам.

1.Где применялся труд рабов? (Докажите свое мнение строчками из документа)

2.Как содержались рабы? (Докажите свою мысль строчками из документа)



Физкультминутка.

Любим мы историю, друзья!
Изучаем страны, учим строки,
Но нам без отдыха нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.



А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 прочитать 3 пункт § 49 “Рабы в богатом доме”, просмотреть иллюстрации к параграфу.

Беседа по вопросам.

- Где еще применяли труд рабов?

- Чем жизнь “домашних” рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели) Каким было отношение рабов к труду и почему?





В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где их обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом и даже с дикими зверями на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

- Посмотрите на картинки этих слайдов и ответьте на вопросы:

- каково ваше впечатление от увиденного?

- Как выглядели гладиаторы?

- Какое оружие было у гладиаторов?

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется “рыбак”, у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый “рыбой”, имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя “рыбак” стремится набросить сеть на “рыбу” и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор “рыба” сумеет разрезать мечом сеть, “рыбак” окажется совершенно беззащитным (рис. учебника).

За поединком “рыбака” и “рыбы” с замиранием сердца следят тысячи римлян.

Как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора:…зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.



Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов. Как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной.

Ответьте:

1.В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?

2.Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?



А теперь ответьте на вопросы.

Сегодня на уроке я:

-узнал (а)….

-выяснил (а)….

-понял (а)…











Изучить параграф и ответить на вопросы.

Дети приветствуют учителя и одноклассников. Настрой на позитив и активную творческую работу на уроке.















Формы деятельности:

- Работа с художественным текстом;

- Групповая работа;

- Работа с картой.

Ребята читают про себя, а один – вслух, стихотворение и выполняют задание учителя.





















































Формы деятельности:

- Устный ответ;

- Фронтальная работа.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя по плану.

Сегодня на уроке я хочу:

  • Узнать: откуда в Древнем Риме появлялись рабы; как жили рабы; в каких сферах хозяйства трудились рабы; кто такие гладиаторы.…;

  • Выяснить: как рабство влияло на жизнь Рима; каким образом рабский труд лежал в основе хозяйства Древнего Рима.

  • Понять: как жили рабы в Древнем Риме; какое отношение имели гладиаторы в культурной жизни Древнего Рима. 





Формы деятельности:

- Работа с понятийным аппаратом;

- Фронтальная;

- Индивидуальная;

- Работа со словарем;

- Коллективная деятельность;

- Рассуждение.

Дети в словаре находят нужные определения слов и зачитывают.

























Формы деятельности:

- Инсценировка;

- Фронтальная.

Инсценировка (две рабыни и раб)
о возникновении и источниках рабства

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на местоНа нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: “Раб - не человек” или “Раб должен работать или спать”. Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

Дети просмотрев сценку, отвечают на вопрос.



Формы деятельности:

- Работа с историческим документом;

- Самостоятельная работа;

- Ответ на вопрос.













































































































Формы деятельности:

- Выполнение физкультминутки.















Формы деятельности:

- Работа с учебником;

- Работа с историческим источником;

- Ответ на вопросы.

























Формы деятельности:

- Фронтальный опрос;

- Индивидуальные;

- Коллективные.







































































Формы деятельности:

- Фронтальный опрос;

- Индивидуальные;

- Коллективные.



















Формы деятельности:

- Фронтальный опрос;

- Индивидуальные ответы на вопросы.





Формы деятельности:

- Самостоятельная работа.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!