СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе по теме "Рабство в Древнем Риме"»

Рабство в Древнем Риме. 5-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

 формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

Ход урока

I. Организационный момент.II. Повторение изученного.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.

Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:

Чтоб Италию на карте Отыскать в короткий срок, Запомни, нужно полуостров 
Найти, похожий на... (сапог).Конечно, путь туда не близкий, На полуостров ... (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы Крутые горы ... (Аппенины).Там, где Тибр полноводный Течет в зеленые долины, 
Селились в древности глубокой 
Трудолюбивые ... (латины).До сей поры в музее Римском Ей даже памятник хранится. 
И как же тут не удивиться,Что малышей спасла ... (волчица).Ромул дал названье месту, Это потому, что им 
Был основан город ... (Рим).Он молод и талантлив былИ смельчаком для всех прослыл.И с Римом храбро воевал.

Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? “Подбери слово”- цепочка синонимов, определений и т.д. к словам раб и рабовладелец. Может быть, вы знаете?

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: “Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет”. А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме? Задание понятно?

Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства

В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на местоНа нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.

Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?

1-ая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: “Раб - не человек” или “Раб должен работать или спать”. Рабы для них — говорящее орудие труда.

2-ая рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе.

Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.

1-ая рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.

- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.

Работа с историческим документом.Марк Порций Катон. Земледелие. 
В трактате “Земледелие” он дал описание виллы, типичной для центральной Италии.

Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. Содержание рабов

Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пшеницы, в летом — по 4,5.

Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.

Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. Потом заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.

Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сначала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...

Вопросы к документам.Где применялся труд рабов? (Докажите свое мнение строчками из документа)Как содержались рабы? (Докажите свою мысль строчками из документа)

Труд рабов в доме рабовладельца.

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме. Для этого вам нужно открыть учебники на с. 227 прочитать 3 пункт § 49 “Рабы в богатом доме”, просмотреть иллюстрации к параграфу.

Беседа по вопросам.Где еще применяли труд рабов?Чем жизнь “домашних” рабов отличалась от жизни рабов, работающих в каменоломнях, имениях рабовладельцев? Что общего? (Любой раб бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться как пожелает, ничего не имели). Каким было отношение рабов к труду и почему?Гладиаторы

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простым гражданами.

Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется “рыбак”, у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый “рыбой”, имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя “рыбак” стремится набросить сеть на “рыбу” и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор “рыба” сумеет разрезать мечом сеть, “рыбак” окажется совершенно беззащитным (рис. учебника).

За поединком “рыбака” и “рыбы” с замиранием сердца следят тысячи римлян.

Как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора:…зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.

Закрепление изученного

Рефлексия.

.Домашнее задание: вопросы после параграфа.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!