СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории в 5 классе: «Древнейшие люди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Находить отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;
  • Умение проследить эволюцию древнейших людей;
  • Научиться объяснять определения: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;
  • Проанализировать тот факт, что именно трудовая деятельность помогла древнейшему человеку считаться отличительным от животных.
  •  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории в 5 классе: «Древнейшие люди»»

Конспект урока по истории в 5 классе: «Древнейшие люди»

Дата:

Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что именно благодаря труду человек смог эволюционировать.


Планируемые результаты :


Предметные результаты


  • Находить отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;

  • Умение проследить эволюцию древнейших людей;

  • Научиться объяснять определения: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;

  • Проанализировать тот факт, что именно трудовая деятельность помогла древнейшему человеку считаться отличительным от животных.

Метапредметные результаты


  • Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

  • Умение извлекать информацию из учебной литературы и наглядных источников и иллюстраций;

  • Уметь анализировать и логически выстраивать ответ;

  • Грамотно строить свои умозаключения, давая исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.


Личностные результаты


  • Осознание культурного многообразия мира;

  • Уважение и интерес к истории Древнего мира.


Оборудование: карта мира.


Тип урока:урок усвоения новых знаний.


Форма урока:общеклассная (фронтальная).


Организация учебной работы:


I этап - Оргмомент. Учитель приветствует класс. Проверяет готовность к работе: наличие на столах учебников, атласов, тетрадей.

II этап- Актуализация знаний.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопросы для беседы с классом:


-Что изучает история Древнего мира?

-Как вы думаете, с чего мы начнется изучение истории Древнего мира? Что мы будем рассматривать на первых уроках?

Обобщая, говорим ученикам что: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.

Записываем тему урока: Первобытные люди.

-Как вы думаете, кого называют первобытными людьми?

-Какими отличительными признаками они обладают на ваш взгляд?

Ваши варианты верны, давай то обобщим и запишем новое понятие в словарик:

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств. 

Первобытность была самым долгим периодом в истории, так как человек и человеческого общества вначале своего развития шло очень медленно.

Давайте запишем план нашего урока:

  1. Происхождение человека.

  2. Облик первобытного человека.

  3. Орудия труда.

  4. Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство.

  5. Овладение огнем.

III этап- Изучение нового материала.

Изучение новой темы начинаем с беседы:

-Как появился человек? Как вы думаете ?

-А как на ваш взгляд появление человека можно объяснить с исторической точки зрения?

Версии:1.божественная(создал бог),2.научная(произошел от обезъяны)

Подводим учащихся к выводу, что человек – прямой потомок обезьяны( запись в тетрадь)

Учитель сообщает, что учение о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

Ученым точно неизвестно как жили наши древние предки, но у них есть множество предположений.

- А почему нам так мало известно об истории первобытного общества?

-С помощью чего историки узнают о жизни первобытных людей?

-Как вы думаете, насколько давно появился древнейший человек?

Учитель сообщает, что согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2 млн лет назад ( запись в тетрадь)

Давайте откроем учебники на стр. и узнаем : о расселении древнейших людей.

Итак давайте ответим на вопросы :

- Где же жили древнейшие люди?

- Как вы думаете, каковы причины появления первых людей? 

- Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах?

Давайте предположим как же выглядел первый древний человек( варианты учеников), Давайте посмотрим иллюстрации на стр.которые помогут составить словесный портрет первых древних людей:

  • Густой волосяной покров – что он давал?

  • Глубоко посаженные глаза

  • Широкие ноздри

  • Сильные челюсти

Все эти характеристики говорят нам об облике первых древних людей.

В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:

Первый этап

Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке, жил 3-4млн.лет назад

Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Второй этап:

Питекантроп (обезъяна-человек),прямоходящий, облик их больше походил на человека, жил 1 млн.лет назад

Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны,речь,кисть руки гибкая и развитая.

Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.

Пользовались огнем

Третий этап:

Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

Откройте карту на , ответьте на вопросы:

Где жили древнейшие люди?

Где следы их жизни не обнаружены?

Чем древние люди отличаются от людей нашего времени?

Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?

Особенности животных

Особенности человека

Звероподобные черты

Отсутствие речи

Небольшой объем головного мозга

Руки освобождены для изготовления для орудий труда

Объем мозга больше, чем у обезьян

Динамическая пауза

Прародина-первоначальное место обитания рода, потомки которого заселяли потом и др-е места.

Олдовайское ущелье в юго-восточной Африке

Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.

-Что такое орудия труда?

Давайте запишем определение в словарик: Орудия труда – то, чем человек работает.

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг и умения развивались. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.

Работа с иллюстрациями- рассмотрите картинки и ответьте на вопросы:

1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?


2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?

Подводим учащихся к умозаключению , что главным отличием древнейших людей от животных было умение изготавливать орудия труда.( запись в тетрадь)

3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.

Первые орудия труда древних людей:дубинка, рубило, палка-копалка, копье,скребок,каменный нож(дерево,камень(кремень)

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?

Подводим учащихся к умозаключению , что древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Ребята, давайте запишем еще один термин в словарик: Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

- Без чего человеку было сложно прожить?( без огня)

- Как человеку можно было добыть огонь?(1.высекание искры от удара кремня о кремний,2. Трение палочки о кусок древесины,3.молния,4.пожар,5.извержение вулкана)

Потрите ладошки, что ,вы, чувствуете? тепло? что-то подобное испытывал человек, когда тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь…но на это будет нескоро ,а пока ему предстояло приручить огонь.. и непрерывно дежурить у костра…если «дежурный не справлялся, происходило страшное..

Сунешь ветку в огонь и он твой..это природный огонь.И запылали на стоянках костры.Огонь согревал,отпугивал зверей,а мясо стало вкуснее сырого.

-Что нам дает огонь?(Пища, орудия, свет, тепло, защита)

IV этап-Первичное закрепление, изученного материала

1. Когда появились первые древние люди? ( 2млн. назад)

2. Где появились австралопитеки (в южной Америке)

3.Что первобытным людям давал огонь? (Пища, орудия, свет, тепло, защита)

VI этап - Рефлексия.

Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»

VII этап- Объяснение домашнего задания.

Пересказ параграфа,знать определения понятий,в тетради нарисовать орудия труда:

Палка-копалка,рубило,дубина.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!