СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнейшие люди на территории нашей страны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории для учеников 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Древнейшие люди на территории нашей страны»

Древнейшие люди.

вспомним:

— Кого называют археологами?

— Как работают археологи?

— Как находят археологические памятники?

— Что называют историческим источником?

—  Что такое «Всемирная история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней).

—  Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

—  Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

Дать карточки про эпохи.



Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.

Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).

Первобытные люди - это люди, жившие до появления первых .

Работа с картой:

- Назовите известные вам части света.

- Покажите их на карте.

- Предположите, где могли появиться первые люди? (В Восточной и Северовосточной Африке)

—  Как вы думаете почему? (теплые места с богатой растительностью и животным миром.)

- Проследим по карте, как расселялись древние люди.



Познакомиться с внешним видом древнейших людей.

Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. 11 + текст)

- опишите облик древнейших людей.

—  Чем древние люди отличались от людей нашего времени? они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. )

•        Определить, чем отличались древние люди от животных

—  Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.) Ходил на двух ногах, Жил в пещере, Изготовлял орудия труда, Общался с помощью речи, Ходил на охоту.
—  Что называется орудием труда?

Орудие труда — это то, чем человек работает. Что могли делать этими орудиями труда? (Расколоть, вырубать с помощью камня дубины, убить какого-то мелкого зверя, защититься от хищников…)



4. Древнейшие люди покоряют огонь.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем?

(Первые люди, как и животные, очень боялись огня. Но однажды самые смелые из них подошли к огню поближе. От огня шли свет и тепло. Люди задумались о том, как сохранить огонь. Они стали подбрасывать в огонь сухие ветки и траву. Потом человек стал сохранять тлеющие угли.

Пламя помогало им выживать во время холодов.

Люди заметили, что дикие животные боятся огня, и стали загонять при помощи огня животных в ловушки.

Человек стал использовать его для приготовления пищи. Мясо стало мягче и вкуснее)

•        Выявить основные виды деятельности древнейших людей

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.

-Предположите, на кого и как мог охотиться древний человек?

-Проверти свои предположения, прочитав соответствующий пункт параграфа: в чем вы оказались правы, а в чем допустили ошибку?

-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)


5. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Михайловского).

Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.



Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему? (древний человек мог выжить только в группе)


Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо — древнейший коллектив людей, в котором они трудились и передавали по наследству свои умения.




Домашнее задание.

§ 1.

























Дополнительный материал.

Стадии становления человечества.

Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян.

Ростом были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах. В качестве материала при изготовлении орудий труда они использовали кости животных, дерево и камень.

Второй этап— эпоха питекантропов. Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см3). С увеличением уменьшилась покатость лба. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие орудия. С такими орудиями они могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем.

Третий этап - с неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии). Появились 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.



Историческая арифметика.

Раскройте скобки, упростите выражение, объясните значение полученных слов:

1) (С + ОБ) ∙ ОРО + (ДИЧИ + ТНИ) =

2) (Д + Р) ∙ УБИ + (НА + ЛО) =

3) (М + ПРОК) ∙ ОЛ + (ИТВА + КА) =

4) (ДУБ + ОБЩ) ∙ НА =


Криптограмма.

Вместо цифр вставьте буквы и объясните значение полученных слов:

Д У 1 2 3 4; О 1 Щ 2 3 4.

Ответы: 1-Б; 2-И; 3-Н; 4-А.


Загадки.

1.Это предки всех слонов

Но крупнее, лохмаче

(мамонт)

2.Собрав сородичей, друзей

Решил он с ними поживиться

Чужое племя он ограбил

И с ними после боя поделился

(вождь)

3.Первый это коллектив

Человек там не ленив

Он по лесу ходит день

Собирать ему не лень

(стадо)

4.Назови это занятье

Когда целый день-деньской

Плоды, ягоды, коренья –

Что имели вид съестной

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали.

(собирательство).



  1. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным

рубилом без рукоятки, а затеи научились прикреплять рубило к

деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как

появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

  1. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать,

что здесь жили древнейшие люди?

  1. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в

хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели

читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы

прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов

пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток

и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что

большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо

хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!