Древнейшие люди.
вспомним:
— Кого называют археологами?
— Как работают археологи?
— Как находят археологические памятники?
— Что называют историческим источником?
— Что такое «Всемирная история». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней).
— Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)
— Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)
Дать карточки про эпохи.
Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад.
Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
Первобытные люди - это люди, жившие до появления первых .
Работа с картой:
- Назовите известные вам части света.
- Покажите их на карте.
- Предположите, где могли появиться первые люди? (В Восточной и Северовосточной Африке)
— Как вы думаете почему? (теплые места с богатой растительностью и животным миром.)
- Проследим по карте, как расселялись древние люди.
Познакомиться с внешним видом древнейших людей.
Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.
Задание: рассмотрите рисунки (с. 11 + текст)
- опишите облик древнейших людей.
— Чем древние люди отличались от людей нашего времени? они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. )
• Определить, чем отличались древние люди от животных
— Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.) Ходил на двух ногах, Жил в пещере, Изготовлял орудия труда, Общался с помощью речи, Ходил на охоту.
— Что называется орудием труда?
Орудие труда — это то, чем человек работает. Что могли делать этими орудиями труда? (Расколоть, вырубать с помощью камня дубины, убить какого-то мелкого зверя, защититься от хищников…)
4. Древнейшие люди покоряют огонь.
Подумайте, как люди могли овладеть огнем?
(Первые люди, как и животные, очень боялись огня. Но однажды самые смелые из них подошли к огню поближе. От огня шли свет и тепло. Люди задумались о том, как сохранить огонь. Они стали подбрасывать в огонь сухие ветки и траву. Потом человек стал сохранять тлеющие угли.
Пламя помогало им выживать во время холодов.
Люди заметили, что дикие животные боятся огня, и стали загонять при помощи огня животных в ловушки.
Человек стал использовать его для приготовления пищи. Мясо стало мягче и вкуснее)
• Выявить основные виды деятельности древнейших людей
-Как же древние люди добывали себе пищу?
Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство.
-Предположите, на кого и как мог охотиться древний человек?
-Проверти свои предположения, прочитав соответствующий пункт параграфа: в чем вы оказались правы, а в чем допустили ошибку?
-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)
5. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Михайловского).
Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.
Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.
-Как вы думаете, почему? (древний человек мог выжить только в группе)
Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.
Человеческое стадо — древнейший коллектив людей, в котором они трудились и передавали по наследству свои умения.
Домашнее задание.
§ 1.
Дополнительный материал.
Стадии становления человечества.
Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, впервые были найдены в Южной Америке, почему они и получили название южных обезьян.
Ростом были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах. В качестве материала при изготовлении орудий труда они использовали кости животных, дерево и камень.
Второй этап— эпоха питекантропов. Объем мозга у них достигает до 1000 см3 (у австралопитеков он равен 600-650 см3). С увеличением уменьшилась покатость лба. Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием. Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие орудия. С такими орудиями они могли загонять крупных животных. Они уже могли пользоваться огнем.
Третий этап - с неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии). Появились 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, острия. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.
Историческая арифметика.
Раскройте скобки, упростите выражение, объясните значение полученных слов:
1) (С + ОБ) ∙ ОРО + (ДИЧИ + ТНИ) =
2) (Д + Р) ∙ УБИ + (НА + ЛО) =
3) (М + ПРОК) ∙ ОЛ + (ИТВА + КА) =
4) (ДУБ + ОБЩ) ∙ НА =
Криптограмма.
Вместо цифр вставьте буквы и объясните значение полученных слов:
Д У 1 2 3 4; О 1 Щ 2 3 4.
Ответы: 1-Б; 2-И; 3-Н; 4-А.
Загадки.
1.Это предки всех слонов
Но крупнее, лохмаче
(мамонт)
2.Собрав сородичей, друзей
Решил он с ними поживиться
Чужое племя он ограбил
И с ними после боя поделился
(вождь)
3.Первый это коллектив
Человек там не ленив
Он по лесу ходит день
Собирать ему не лень
(стадо)
4.Назови это занятье
Когда целый день-деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имели вид съестной
Люди первые искали
Стадом всем потом съедали.
(собирательство).
Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным
рубилом без рукоятки, а затеи научились прикреплять рубило к
деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как
появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?
Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать,
что здесь жили древнейшие люди?
До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в
хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели
читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы
прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов
пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток
и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что
большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо
хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?