План – конспект урока по географии 11 класс
Тема: Зарубежная Европа
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ЗАДАЧИ УРОКА:
сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы;
познакомить учащихся с субрегионами и странами Зарубежной Европы;
продолжить формирование умения работать с географическими и контурными картами;
закрепить названия географических объектов.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учителя приветствуют учащихся.
II. Повторение ранее изученного материала
Учитель географии. Работа по цепочке.
Дать определение понятиям: страна, столица, население, форма правления, географическое положение, суверенное государство.
III. Изучение новой темы
Какова площадь Европы? – 5,4 млн кв. км.
Какова численность Европы? – 520 млн человек.
Сколько суверенных государств в Европе? – 40 суверенных государств (включая микрогосударства).
Этот регион – один из очагов мировой цивилизации, родина великих географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике.
Как вы думаете, о каком регионе идет речь? (Европа).
Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км.
Самая «длинная» страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.
Вопросы классу:
Какие особенности ЭГП Европы? (приморское положение и соседское положение)
ЭГП стран зарубежной Европы определяются двумя главными чертами:
1. Соседским положением (или непосредственно граничат друг с другом или их границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей).
2. Приморским положением (жизнь этих стран тесно связана с морем).
Приведите примеры таких стран.
Делаем вывод: Экономико-географическое положение благоприятствует торговым связям со всеми странами мира, использованию богатств морей.
Ребята записывают в тетрадь.
Несмотря на то, что зарубежная Европа – один из самых не больших по размерам территории регион мира, он внутренне весьма неоднороден. В связи с этим в пределах зарубежной Европы по географическому принципу выделяют четыре отдельные части или субрегиона – Северную Европу, Западную Европу, Южную Европу, Восточную Европу. Регион – (лат. regio – «страна», «область») – определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов.
Субрегион – это крупные части регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности.
Страны Северной Европы
На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название … (?) (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия).
Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертаниями полуостров напоминает тигра).
Посмотрите в карту, какие еще страны расположены на севере Европы?
Таким образом, к субрегиону «Северная Европа» относятся страны Скандинавского полуострова, Дания, Ирландия и страны Балтии. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.
Страны Западной Европы
Страны Западной Европы ещё называют странами Средней Европы. Как вы думаете почему:? Давайте посмотрим на карту и назовем страны относящиеся к субрегиону Западная Европа. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.
Страны Южной Европы
давайте посмотрим на карту и найдем Средиземное море. Все Средиземноморские государства относятся к субрегиону «Южная Европа».
Страны Восточной Европы.
Давайте посмотрим на карту и определим государства, относящиеся к субрегиону «Восточная Европа» (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.
особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки или микрогосударства Европы.
Природные предпосылки для промышленных сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.
Определите, какие страны наиболее богаты
каменным углем;
нефтью и газом;
рудами цветных металлов;
калийной солью;
серой.
Вопросы классу:
Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?
Какие страны обладают наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства?
Домашнее задание:
Рекреационные ресурсы в зарубежной Европе.
Выпишите:
районы с благоприятными природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные).
историко-культурные объекты (города-музеи);
страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе.