СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии»

Черненко Лада Николаевна

Учитель географии

высшей квалификационной категории

МКОУ Чулымский лицей

colnze2010l@mail.ru



Урок-конспект по географии

Тема: «Народы мира или этномозаика»

для убучающихся 7 класса (ОВЗ)



Технологическая карта урока по географии

«Народы мира или этномозаика»

Класс: 7 (ОВЗ)

Тема учебного занятия: «Народы мира или этномозаика»

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Тип учебного занятия: усвоение новых знаний.

Цель: формирование представлений об особенностях народов мира, отличающихся по национальным признакам.

Задачи урока:

1. Образовательные: рассмотреть особенности народов мира;

познакомить с представителями языковых семей и групп; раскрыть причины уникальности каждого народа.

2. Коррекционно-развивающие: создать условия для развития логического мышления, произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти; умения рассуждать и делать выводы.

3. Воспитательные: способствовать осознанию роли национальных обычаев и традиций в жизни народов мира.

Технологии: проблемно-диалоговое обучение.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, наглядные.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая

Ресурсы для проведения урока: мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями, контурные карты, атлас, географический словарь, мультимедиа-презентация по теме урока.

Этапы урока:

1. Организационный момент, приветствие учеников, проверка готовности к уроку, настрой на плодотворную работу.




Деятельность учителя:

Здравствуйте, ребята! Я Рада вас видеть на уроке. Думаю, что вы пришли сегодня с хорошим настроением и желанием работать на уроке, узнавать что- то новое.


Все друг к другу повернулись,

И друг другу улыбнулись,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем!

У вас на парте лежат 3 листочка разного цвета ( красный- отличное настроение., желтый - хорошее настроение, зеленый- плохое настроение). Выберите тот, который соответствует вашему настроению, и покажите его.

-А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книжки? Ручки? И тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


Деятельность учащихся:

Приветствие учителя, оценка своей готовности к уроку.

Ученики ведут подсчет смайликов с разным настроением в начале урока.

Ученики контролируют свою осанку, проверяют наличие учебных пособий.



Планируемые результаты:

Эмоциональный настрой.

Наличие всех учебных пособий (учебник, атлас, контурные карты, тетрадь, дневник, ручка и карандаш)


2.Изучение нового материала


ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Деятельность учителя:

Ребята, мы продолжаем изучать народы мира. Сегодня на уроке мы рассмотрим многоцветный мир народов, которые отличаются географией проживания, обычаями и традициями.


Человечество – живой, разнообразный мир отдельных народов, пребывающих в непрерывном движении: одни народы появляются, другие, к сожалению, исчезают. История свидетельствует, что многие некогда знаменитые этносы (финикийцы, скифы, половцы) давно ушли в небытие, другие народы здравствуют и поныне, третьи – сложились по историческим меркам недавно.

У каждого народа своя культура. Девиз, под которым будет проходить наш урок: «Каждый из народов – это испытание особого образа жизни, слагающегося из привычек, обычаев, из законов и морали, из искусства и всего того, что мы зовём национальной культурой.
Культура разных народов отличается друг от друга. И это мы сегодня докажем. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Вы садись за стол на стул, ложитеь спать на кровать, кладете голову на подушку. Всё это для вас настолько естественно, что кажется, по-иному и быть не может. Но у многих народов зарубежной Азии во время еды принято сидеть на ковре. Малаец, укладываясь спать, подставляет себе под шею деревянную скамейку особой формы, а некоторые индийцы – под колени мягкий валик, а зулусы спят, стоя на одной ноге.
Национальные особенности отличают все народы между собой в пище, жилище, одежде.
Чаще всего о материальном положении могут рассказать губы, ноздри, уши. В них вставляют разные предметы, при выборе форм и материалов нет предела фантазии. Девочкам народности сурма в Эфиопии вставляют в нижнюю губу глиняный круглый диск. Чем больше диск, тем больше приданое девушки. Женщины - масаи не могут показаться  на людях без массивных стеклянных украшений  в ушах – знаков семейного положения.
Важное о еде. Вкус пищи – всегда еще и вкус культуры. Само представление о вкусном и невкусном, съедобном и несъедобном определяется рамками культуры. И брезгливость африканца или индуса к иным европейским деликатесам, ничуть не меньше, чем у западного человека к экзотической для него еде. Перефразировав можно сказать:  скажи мне, что ближе твоему желудку – мясо тюленей, маринованный ручейник, фуа – гра или сыр пармезан и я скажу откуда ты родом. Этот принцип по-прежнему работает.
Из вступления вы уже, наверно, поняли, что главной целью нашего урока будет знакомство с разнообразием народов Земли.



Деятельность учащихся:

Внимательно слушают учителя и смотрят презентацию на экране.

Планируемые результаты:

Запоминают материал урока.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Деятельность учителя:

А теперь представьте, на Международную географическую олимпиаду приехали участники из Саудовской Аравии, Индии, Японии, Мексики, из Великобритании – шотландцы, из Нигера – туареги и лицеисты нашего города.

ЗАДАНИЕ №1.

Встречающим ( т.е. вам), в толпе пассажиров, нужно найти участников олимпиады, известно, что одеты они в национальные костюмы.

1 ряд -встречает делегации из Японии и Нигера;

2 ряд- из Саудовской Аравии, Мексики;

3 ряд – встречает команду из Индии и Великобритании.

Ученица N ( ОВЗ) – встречает лицеистов Чулымского лицея.

Деятельность учащихся:

Сменяются слайды с изображением народов в национальных костюмах, обучающиеся выбирают согласно заданию, подписывают название народа в рабочей тетради, кратко объясняют свой выбор.

Планируемые результаты:

Состав участников олимпиады был известен ребятам заранее, и у них была возможность уточнить особенности национального костюма всех этих народов.

Правильно определить участников географической олимпиады (народы из перечисленных стран)

ЗАДАНИЕ №2.

Деятельность учителя:

Те же, кто не смог приехать в этом году, прислали свои заявки на участие в следующей олимпиаде. Назовите, какие народы, из каких стран станут участниками следующей олимпиады по географии? 

Деятельность учащихся:

Обучающиеся изучают заявки на следующую олимпиаду, рассматривая слайды презентации, работая с дополнительным материалом и географическими картами.

1 ряд рассматривает следующую заявку:

1.Этот народ вместе с басками многие этнографы считают одним из древнейших в Европе. Когда-то христиане, они в подавляющем большинстве сменили свою веру, покоренные после долгой борьбы за независимость во главе со своим национальным героем. Самоназвание этого народа значительно отличается от русского и связано с символом их родины. Интересны тем, что из-за трудовой миграции спустя сто лет составили значительное национальное меньшинство в соседних с их родиной странах и сейчас требуют самоопределения. Половозрастная структура этого народа значительно отличается в силу целого ряда причин от своих соседей. С северными и восточными соседями традиционно не ладят, к западным массово бегут, нелегально работают на территории южных. Что это за народ, чем он отличается от своих соседей, в чем заключаются половозрастные отличия и каково их происхождение, объясните их отношения с соседями? 

2 ряд + ученица N (ОВЗ) узнает следующий народ:

1. Название этого народа происходит от греческого слова, переводимого как «кулак»; об их малом росте писал еще Гомер.
Несмотря на все попытки вывести этот народ из девственного леса на «свет божий», они предпочитают оставаться дома, в нижнем палеолите.
Образ жизни этих людей мало изменился  с тех далёких времён: огонь добывают трением, жарят пишу на термитовом масле, мужчины пользуется луком с тетивой из слоновьих кишок, готовя яд для своих стрел из 15 компонентов разных растений, по их тропам не может двигаться ни один человек, т.к. это не тропы вовсе, (этот народ) часто передвигается «без ног» – цепляется за лианы, как обезьяны.
С какими особенностями мест обитания этого народа связан их исключительно малый рост? Что угрожает их первобытной цивилизации?

3 ряду достается следующий портрет:

1.Бесписьменный язык этого народа относится нило-сахарской языковой семье. В отличие от девушек, которые бреются наголо, высокорослые воины носят на голове косички. Их тело украшают шрамы по числу поверженных врагов или убитых на охоте диких животных. Основу рациона питания этого народа составляет «коктейль» из крови и молока. 

Планируемые результаты:


Все обучающиеся (+ОВЗ) должны правильно узнать, какие народы приедут в следующем году на олимпиаду по географии.



Физкультминутка




ЗАДАНИЕ №3.

Деятельность учителя:

Ребята, откройте географические атласы на стр.21 и 14. Сопоставив эти карты, выполните задание №3.





Деятельность учащихся:

Отнести страны к одной из групп: одно, многонациональные. Источник информации – карта «Народы мира» и «Политическая карта»

 1ряд-Китай, Египет, Канада, Германия

2 ряд-Исландия, Австралия, Италия, Австралия.

3 ряд- Франция, Бразилия, Чехия, Монголия.

Ученица N (ОВЗ)- Россия.

Планируемые результаты:

Все обучающиеся правильно должны определить страны по национальному составу.

3.Закрепление изученного материала.

Деятельность учителя:

Учитель показывает на экране слайды с проверочным тестом

Деятельность учащихся:

Отвечают на вопросы теста.

Планируемые результаты:

Обучающиеся проводят взаимоконтроль и называют правильные ответы.

4.Домашняя работа.

Задание «Национальные конфликты»

Деятельность учителя:

Учитель объясняет домашнее задание.

В эпоху глобализации, которая охватила все сферы жизни современного общества:  экономику, культуру, политику, мир, казалось бы, должен стать целостным и неделимым. Но в тоже время возрастает стремление стран, народов к самоопределению, что делает мир всё более неустойчивым и малопредсказуемым. В 90-е годы ООН приняла в свои члены более 20 новых государств. Национальные эмоции, которые в зависимости от конкретных обстоятельств, приобретают формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма приводят к драматическим конфликтам практически на всех континентах. Каждому ряду в классе предложено разобраться  в одном из этнических конфликтов по плану:

1.регион

2.страна

3.народы

4. суть конфликта

1 ряд- проблема конфликтов Курдистана

2 ряд-конфликт в Сербии

3 ряд-конфликт народов тутси и хуту.

Ученица N ( ОВЗ)- конфликты народов Северного Кавказа.

Деятельность учащихся:

Записывают задание в дневник или рабочую тетрадь

5. Рефлексия

Деятельность учителя:

Сегодня на уроке:


Мое мнение:

-Было трудно…….

-Было интересно…

-Я научился (лась)…

-я хочу узнать…..


Деятельность учащихся:


Высказывают свое мнение по уроку. Заполняют бортовой журнал. Выполняют самооценку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!