Предмет: чтение
Класс: 1
Дата:
Тема. Звук и буква Вв
Цель: познакомить со звуком [в] и буквой Вв, учить дифференцировать понятия звук и буква.
Задачи:
образовательные
закрепить навык правильного и четкого произношения звука [в] в слове;
учить определять позиции звука [в] в слове;
коррекционно-развивающие
корригировать и развивать фонематический слух учащихся;
развивать артикуляционный аппарат учащихся;
воспитательные
воспитывать интерес к предмету.
Тип урока:
Ход урока
I.Организационный момент
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
II.Актуализация опорных знаний
1)Логопедическая минутка
1. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
2. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
3. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
4. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
5. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
6. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
2)Сообщение темы и целей урока. Повторение изученного.
- На какие группы делятся звуки?
- Что вы знаете о гласных звуках? О согласных?
- Игра «Узнай букву»
- Определи Позицию звука в слове
Чтение слогов по таблице
Физминутка для глаз (Зажмурились- удивились- поморгали глазками- глаза вверх- вниз- влево-вправо).
III. Работа над новым материалом
1.
а) Отгадывание загадок.
–Послушайте меня внимательно и отгадайте загадки. (Учитель вывешивает на доску картинки- отгадки по мере отгадывания.)
-Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный? (Волк)
-Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой,
Как гулять- так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
-Этот конь не ест овса,
Вместо ног- два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
-Какой первый звук в словах отгадках?
-Догадайтесь, с каким же новым звуком будем знакомиться? (В)
б)Фонематическая зарядка
как завывает застрявшая машина? (в-в-в!)
-Какой слышится звук?
в) Артикуляция звука [в].
-Произнесите звук [в] перед зеркалом, расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении. (Губы находятся близко друг от друга. Верхние зубы соприкасаются с нижней губой.)
г) Проговаривание звука хором и по одному. Характеристика звука.
-Произнесите звук [в] еще раз, определите как проходит воздух через рот.
-Какой звук [в]? Почему? (воздух встречает преграду, в ушах слышится голос и шум, значит он согласный, звонкий)
-Охарактеризуйте коротко звук [в]. (Звук [в]- согласный, звонкий.)
д) Игра «Определи, звук твердый или мягкий».
-Звук [в] бывает разный. Послушайте: [Во], [Ви]. Какой звук [в] в этих слогах? (Твердый, мягкий).
Учитель показывает предметные картинки: варежка, снеговик, виноград, сова. Услышав звук мягкий- встают девочки, твердый- мальчики.
е) Дидактическая игра «Скажи наоборот».
-Назовите слова, противоположные по смыслу:
нижний- верхний, внизу- вверху, низкий- высокий, грустный- веселый, утро- вечер.
-С какого звука начинались слова, которые вы называли?
ж) Дидактическая игра «Светофор» (узнавание звука [в] в словах с использованием предметных картинок).
-Покажите зеленую сигнальную карточку, услышав звук [в], красную- если его нет в слове.
Предметные картинки: волк, жук, рыба, репа, слива, овал.
Физкультминутка
2. Знакомство с буквой.
а) Работа над графическим обликом буквы. Показ буквы В на демонстрационной карточке.
-Звук [в] обозначается при письме и чтении буквой В.
Название буквы «Вэ».
б) Поэлементный анализ графического облика буквы.
-Из каких частей состоит буква: из палочек или кружочков?
в) Сравнение конфигурации буквы с конфигурацией предметов.
-На что похожа буква? В каких предметах она спряталась? (на трубку телефона, на очки, бинокль, на крендель, снеговика)
д) Конструирование буквы из пластилина.
IV. Физкультминутка (речь с движением)
Мы топаем ногами: топ-топ-топ
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп
Качаем головой
Мы руки поднимаем
Мы руки отпускаем
Мы руки разведем
И побежим кругом
V. Закрепление
1. Работа с учебником
а)Работа с картинками и схемами слов.
–Откройте учебник на странице 66. Рассмотрите начертание буквы В
Рассмотрите картинки. Какие слова подходят к схемам? (Вол, ваза, возы, вилы ). Разделите на слоги. Где находится звук В в слове?
в) Чтение слогов и слов по учебнику.
г) Работа с магнитными буквами
V. Итог урока. Рефлексия
- Какой звук мы сегодня изучали?
- Какой буквой обозначается этот звук? Поднимите карточку с буквой Вв
- Придумайте слова со звуком [в].