СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по аэробике

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по аэробике»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга»














Методическая разработка экологического урока

на тему: «Здоровое питание – активное долголетие»










Выполнил:

Душко Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МАУДО ЦДТ «Радуга»










г. Гай, 2021

Методическая разработка экологического урока

на тему: «Здоровое питание – активное долголетие»


Аннотация

Выбор данной темы был не случайным. Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

В ходе проведения мероприятия рассматриваются различные аспекты здорового образа жизни: закаливание, правила питания, дозированная физическая нагрузка. Изучается вред наркомании, алкоголизма, курения.


Проблема, которая решается благодаря методической разработке

Повышение информированности подростков об основах здорового питания, формирование активно-положительного отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни.


Целевая аудитория: Методическая разработка подготовлена для проведения экологического урока с обучающимися 10-13 лет.


Место проведения: учебный кабинет.


Цель: ознакомление обучающихся с основами здорового образа жизни.

Задачи:

  • расширить кругозор и углубить знания по данной теме у обучающихся;

  • ознакомить с последствиями пагубного влияния различных веществ: алкоголя, никотина, и других веществ;

  • формировать системы взглядов, принципов, норм поведения здорового образа жизни.


Ресурсы, оборудование:

1. Мультимедийная презентация «Брейн-ринг»;

2. Мультимедийный проектор;

3. Компьютер (ноутбук);

4. Экран.


Ожидаемые результаты:

  • знание норм здорового образа жизни;

  • знания о последствиях пагубного влияния различных веществ на организм;

  • представления о значимости правильного питания.


Ход урока


Педагог: Оказывается, если бы каждый из нас придерживался здорового образа жизни, мы жили бы не менее ста лет. Только вот как мы живем? Кто-то из нас полжизни проводит на диване или в кресле, кто-то переедает (а это прямой путь к сахарному диабету, атеросклерозу и так далее), кто-то работает до изнеможения. А еще на все это накладывается любовь к никотину и спиртному, наркотикам. Ну, вот и получается, что о каком здоровом образе жизни можно говорить. На самом же деле здоровый образ жизни – это совсем не сложно.

Так что же такое «Здоровый образ жизни?»

Ответы детей

Педагог: В понятие здорового образа жизни входит достаточная физическая активность, сбалансированное меню, соблюдение правил гигиены, отказ от излишеств любого рода и закаливающие процедуры. Какие закаливающие процедуры вы знаете?

Ответы детей

Педагог: Чрезвычайно важно нормализовать свой рацион. Представляете себе, что за семьдесят лет жизни среднестатистический человек съедает примерно восемь тонн хлеба, двенадцать тонн картошки и семь тонн рыбы и мяса! А всего за жизнь человек сидит за трапезой примерно шесть лет! Представляете, сколько всего интересного успело произойти за это время в мире. И наедаем мы далеко не здоровье.

Как известно, немаловажную роль в формировании телосложения играют гены, но, это не главное, здесь все зависит от нас самих, нашего отношения к себе. Мы сами можем создавать себя и зависит это в первую очередь от нашего образа жизни. Каким же основным правилам надо следовать, чтобы жить долго и счастливо?

Ответы детей

Педагог: Важной составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия,- мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем, главным образом, с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятия спортом и другое), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма – сохранения постоянной температуры тела.

Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособностью и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету. Люди питаются по-разному, но, прежде всего, пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нельзя допускать переедания: оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса. Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 часов). При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин: завтрак- 30%; обед- 50%; ужин-20%;

Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь горячей или холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых заболеваний пищеварения как, например, язвенная болезнь и другие. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.


Закрепление материала. Игра «Брейн-ринг»


Обучающиеся делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают название команде.

На экране мультимедийная презентация «Брейн-ринг».


Педагог: «Брейн ринг» состоит из двух раундов. Первый раунд состоит из 4 тем по 5 вопросов в каждой (Всего - 20 вопросов) (Приложение 1, Слайд 2)

Второй раунд – финальный. Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности:

I раунд – стоимость вопросов (от 10 до 70 баллов).


Капитаны команд бросают кубик. Начинает игру та команда, на кубике у которой выпало больше баллов. Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан. Педагог зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает сигнальную карту. Команде, первой поднявшей сигнальную карту, предоставляется возможность ответа на вопрос. Обсуждение на этом заканчивается. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам). Если команда отвечает правильно, то ей предоставляется право выбора следующего вопроса, если она отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде. Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на вопрос не уменьшает общее количество очков.

Если обе команды на текущий вопрос ответили неверно, то следующий вопрос выбирает команда, набравшая меньшее количество очков.

Финальный раунд представляет один вопрос. Команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы. Задается вопрос. Команды думают над ним в течение 40 секунд, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает.

Жюри - 3педагога или обучающихся старших классов.


Педагог: Обратите внимание на экран. Перед вами 4 темы: «Вкусно и полезно», «Вредные привычки», «Витамины и микроэлементы» и «Будь здоров!» (Слайд 2).

Прошу выбрать тему и стоимость вопроса.


Команда выбирает тему, и стоимость вопроса.


Тема «Вкусно и полезно!»

Стоимость вопроса 10 баллов:

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин –

Это спелый ... (Слайд 3).

Ответ: Апельсин.

Пояснения педагога: Благодаря наличию в апельсинах комплекса витаминов и других биологически активных веществ, эти цитрусовые рекомендуют для профилактики и лечения гиповитаминозов, заболеваний печени, сердца и сосудов, обмена веществ.


Стоимость вопроса 20 баллов: Исследования показали, что этот сладкий продукт может повысить ваши способности к математике. (Слайд 4).

Ответ: Шоколад.

Пояснения педагога: Согласно результатам исследования, проведенного британскими учеными, флаванол, содержащийся в шоколаде и какао, стимулирует навыки быстрого счета.


Стоимость вопроса 30 баллов: Какой фрукт называют «Китайским крыжовником»? (Слайд 5).

Ответ: Киви.

Пояснения педагога: Символом Новой Зеландии стал фрукт киви, который был туда привезен из Китая. Его поэтому еще и называют китайским крыжовником.


Стоимость вопроса 50 баллов: Какой фрукт тонизирует лучше, чем кофе? (Слайд 6).

Ответ: Яблоко.

Пояснения педагога: Яблоки намного больше тонизируют, чем кофе, потому что естественный сахар, который содержится в яблоках лучше, чем кофеин, поэтому утром лучше съесть яблоко или выпить свежего яблочного сока, чем выпить кофе.


Стоимость вопроса 70 баллов: С древнерусского название этого плода означает «шарообразное тело». (Слайд 7).

Ответ: Клубника.

Пояснения педагога: Клубника, земляника - тип плода «многоорешек» - сухие семена типа орешек расположены на разросшемся цветоложе. В отличие от семянок (одуванчик, подсолнух), которые развиваются из нижней завязи, орешки развиваются из верхней завязи. Если сильно углубляться в ботанические определения, то клубника - это орех, точнее сложный ореховый плод.


Тема «Вредные привычки»

Стоимость вопроса 10 баллов: Какое вещество, находящееся в табаке, наносит самый сильный вред организму? (Слайд 8).

Ответ: Никотин.

Пояснения педагога: Никоти́н — алкалоид пиридинового ряда, содержащийся в растениях семейства паслёновых, преимущественно в листьях и стеблях табака, махорки, в меньших количествах, в томатах, картофеле, баклажанах, зелёном перце.


Стоимость вопроса 20 баллов: Какой орган больше всего страдает от курения? (Слайд 9).

Ответ: Легкие.

Пояснения педагога: Основная причина рака легких - это курение (в 90%).


Стоимость вопроса 30 баллов: Что разрушает вирус иммунодефицита человека? (Слайд 10).

Ответ: Иммунную систему человека

Пояснения педагога: Вирус поражает клетки иммунной системы, В результате работа иммунной системы угнетается и развивается синдром приобретённого иммунного дефицита (СПИД), организм больного теряет возможность защищаться от инфекций и опухолей, возникают вторичные заболевания, которые не характерны для людей с нормальным иммунным статусом.


Стоимость вопроса 50 баллов: Защитники здорового образа жизни до сих пор не могут простить этого указа Петру, утверждая, что именно он завез ЭТО в страну. (Слайд 11)

Ответ: Табак.

Пояснения педагога: Потребление табака насчитывает тысячи лет. Имеются данные, что уже в I веке до нашей эры индейцы майя в Центральной Америке курили табак на религиозных церемониях. Столетия спустя курение табака распространилось на другие части Северной и Южной Америки. К тому времени как в XV веке прибыли европейцы, табак выращивался туземцами во многих частях Америки. Однако курение табака в Старом Свете было неизвестно до открытия Христофором Колумбом Америки.


Стоимость вопроса 70 баллов: Неумеренное употребление спиртных напитков? (Слайд 12).

Ответ: Алкоголизм.

Пояснения педагога: Алкоголизм — болезнь, развивающаяся в скрытой форме в течение ряда лет. Эту болезнь можно предотвратить. Но пока человек сам не придет к осознанию того, что у него сформировалось болезненное пристрастие к алкоголю, что алкоголь стал атрибутом его повседневной жизни, остановить алкоголизм трудно.


Тема «Витамины и микроэлементы»

Стоимость вопроса 10 баллов: Этот витамин содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение. (Слайд 13).

Ответ: витамин А.


Стоимость вопроса 20 баллов: Этот витамин находится в рисе, овощах, птице. Он укрепляет нервную систему, улучшает память. (Слайд 14).

Ответ: В1.


Стоимость вопроса 30 баллов: При недостатке в организме этого элемента наступает малокровие (анемия). Назовите элемент (Слайд 15).

Ответ: Железо.


Стоимость вопроса 50 баллов: Недостаток этого элемента в организме приводит к возникновения кариеса (Слайд 16).

Ответ: Фтор.


Стоимость вопроса 70 баллов: Строительный материал для клеток. Без него человек не может расти. (Слайд 17).

Ответ: Белок.


Тема «Будь здоров!»

Стоимость вопроса 10 баллов: Под каким углом правильно сидеть на стуле? (Слайд 18).

Ответ: под тупым.

Пояснения педагога: Сидеть на стуле прямо вредно для спины. Нужно отклоняться назад и сидеть под углом в 135 градусов.


Стоимость вопроса 20 баллов: Внутри меня всегда «тик-так»,

И без него нельзя никак.

Если тиканье собьется,

Звать врача ко мне придется. (Слайд 19).

Ответ: Сердце.

Пояснения педагога: Российские ученые разрабатывают прибор, способный заменить сердце человека, на период ожидания пересадки донорского органа.


Стоимость вопроса 30 баллов: Врачи, какой специализации самые востребованные в России? (Слайд 20).

Ответ: Стоматологи


Стоимость вопроса 50 баллов: Какое заболевание является главной причиной смерти в мире? ( Слайд 21)

Ответ: Сердечнососудистые заболевания.

Пояснения педагога: В 2014 году от сердечнососудистых заболеваний умерли 17,5 миллиона человек, то есть 3 из каждых 10.


Стоимость вопроса 70 баллов: Если посыпать рану или порез этим питательным веществом, то можно значительно уменьшить боль и ускорить процесс заживления. (Слайд 22)

Ответ: Сахар.

Пояснения педагога: Хирурги доказали, что, посыпая плохо заживающие операционные раны обыкновенным сахарным песком, можно устранить их нагноение и ускорить заживление. Группу больных с такими ранами лечили антибиотиками, и лечение заняло в среднем 85 дней, а в другой группе применяли сахар - и раны заживали в среднем за 54 дня.


Финальный раунд

Вопрос: Сколько раз в день человек думает о еде? (Слайд 23)

Ответ: 100 раз

Пояснения педагога: Человек думает о еде сто раз в день. Такие интересные заключения опубликовали ученые на основании исследований. Этот факт касается не тех людей, которые сидят на диете, и мечтают о кусочке торта. Тесты проводились над людьми ведущих привычный образ жизни. Все они думали о еде на протяжения всего дня около ста раз.


Подведение итогов


Жюри подводит итоги. Команда, набравшая больше баллов, награждается дипломом победителя, вторая команда – дипломом участника.





Литературные источники:

  1. Анастасова Л.П., Утешинский Д.Д. Настоящее и будущее здоровье детей. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Байер, К., Шейнберг, Л. Здоровый образ жизни / пер. с англ. – М.: Мир, 1997.

  3. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я– Ярославль: Академия развития, 2004- 272с.



Приложение 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!