Конспект урока в 8 классе
«Функция y=kx2 , её свойства и график».
Разработка урока: Латкина Надежда Анатольевна, учитель математики МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» с. Сторожевск Корткеросского района Республики Коми.
Цель: рассмотреть функцию y=kx2 , изучить ее свойства, построить график
Задачи:
- обучающие: повторить знакомые виды функций: линейная, модуль, парабола; умение различать графики функций друг от друга по некоторым признакам; исследовать зависимость графика функции y=kx2 от коэффициентов к; изучить свойства функции y=kx2.
Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности, умения анализировать, рассуждать и на основании этого делать выводы.
-развивающие: развитие познавательного интереса к обучению математики через использование исследовательской деятельности, развитие логического мышления.
-воспитательные: прививать интерес к предмету на основе связи с жизнью, добиться сознательного усвоения материала.
Методы: частично – поисковый, коллективный, групповой, индивидуальный.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: меловая доска, раздаточный материал, магниты, цветные карандаши или фломастеры.
Литература: Учебник А.Г. Мордковича Алгебра 8. Издательство «Мнемозина» 2007.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Ход урока.
Этап №1. Организационный момент:
Приготовились к уроку, встали у своих мест.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь, пожалуйста, садитесь.
Улыбнитесь себе, друг другу и мне, мы дружно и с хорошим настроением начинаем работать.
Этап №2. Теоретический опрос (устно)
Посмотрите на доску. На доске изображены графики функций и записаны функции. Требуется соотнести данный график к данной функции. Заполнить таблицу
Функции:
y=x
y=
y=-x-1
y=x+1
y=2x2
y=0,5x2
y=-x2
Возникла проблема с двумя функциями: y=2x2 , y=0,5x2 . Как определить поведение данных функций? От чего зависит вид данных функций?
Этап №3. Постановка целей и задач урока:
Учащиеся ставят цели урока.
Этап №4. Практическая работа:
Учащиеся делятся на группы по 3 – 4 человека. Каждой группе выдается лист А4 с клетками и заранее заготовленной координатной плоскостью. Учащимся предлагается построить график функции (по точкам): y=2x2 , y=0,5x2 , y= 4x2 , y=0,25x2 .
Готовые работы вывешиваются на доску, разбиваем на 2 группы по внешнему виду. Учащиеся делают выводы о поведении данной функции в зависимости от коэффициентов.
Вернемся к заданию в начале урока. Можем мы ли теперь определить, какому графику соответствует данная функция?
Наводящие вопросы:
- от чего зависит внешний вид функции?
- как поведет себя функция, если коэффициент увеличить, уменьшить?
- какой буквой обозначается коэффициент, как записать данные функции в общем виде?
- какова тема сегодняшнего урока?
Этап №5
Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока.
В тетради и на доске строим данные функции на одной координатной плоскости по готовым точкам.
- Каким был выбран коэффициент? (ответ: положительным)
Этап №6. Практическая работа:
Каждой группе выдается свой лист А4. Учащимся предлагается добавить в данной функции знак минус и построить график функции: y=-2x2 , y=-0,5x2 , y= -4x2 , y=-0,25x2 .
Ребята должны догадаться, что можно не строить график по точкам, а отобразить заданный график относительно оси абсцисс.
Готовые работы вывешиваются на доску, разбиваем на 2 группы по внешнему виду. Учащиеся делают выводы о поведении данной функции в зависимости от коэффициентов.
Наводящие вопросы:
- как поведет себя функция, если коэффициент увеличить, уменьшить?
- каким был выбран коэффициент? (ответ: отрицательным)
Этап №6
В тетради и на доске строим данные функции на той же одной координатной плоскости симметрично относительно оси абсцисс.
Этап № 7. Физкультминутка
Определить по заданному на слайде графику вид функции (возрастает или убывает). Если возрастает – тянемся вверх, если убывает – приседаем.
Этап №8. Работа в парах:
На каждую парту раздается план исследования свойств функции.
1 вариант: при к положительном
2 вариант: при к отрицательном
План:
область определения
область значений
промежутки возрастания, убывания
точки пересечения с осями координат
непрерывность (разрывность)
ограниченность
наибольшее, наименьшее значения
выпукла, вогнута
расширяется (сжимается) при увеличении коэффициента
расширяется (сжимается) при уменьшении коэффициента
Каждая пара оформляет свойства в свою тетрадь.
Этап № 9. Фронтальный устный опрос
По окончании работы 1 и 2 вариант одну тетрадь меняют друг с другом и сравнивают свои результаты и результаты другой пары.
Устно озвучиваются результаты работы в сравнении.
Этап № 10. Итог урока:
- Настала пора подвести итоги работы. Какую цель мы ставили к уроку? Достигнута ли она? Решили ли проблему, возникшую в начале урока?
Учитель выставляет оценки.
(Ученики отвечают)
Домашнее задание: параграф 17, № 17.10(б,г), 17.22(б,в)
Спасибо за урок. До свидания.