СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Осанка. Предупреждение плоскостопия

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Осанка. Предупреждение плоскостопия

 

Задачи: познакомить с метода самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

Оборудование: таз с водой, фломастеры, лист бумаги, таблица Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний, умений, навыков.

Понятийная разминка: рефлекторная дуга, рефлекс, безусловные рефлексы, условные рефлексы, сустав, шов, головка мышцы, хвост мышцы, фасция, антагонисты, синергисты, двигательная единица, тренировочный эффект, гиподинамия, динамическая работа мышц, статическая работа мышц.

Ответь на вопрос:

Как регулируется сила мышечного сокращения?

Как изменяются мышцы и кости при тренировках?

В чем вред гиподинамии?

Как работают мышцы антагонисты при динамической и статической работе?

III. Изучение нового материала.

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавлению внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли,  и он не может заснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте.

Различают три степени нарушения осанки. При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлении. При занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой, искривления третьей степени затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом.

Как же предупредить искривление позвоночника? Прежде всего, надо правильно сидеть за столом. Если стол слишком низок,  приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе – к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц: например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую и т.д.

  1. Сколиоз (греч. skoliosis - искривление, от skolios – кривой) - это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.

ЛОРДОЗ, lordosis, вогнутое кзади искривление позвоночника.

Кифоз – заболевание позвоночника, название которого происходит от греческого kyphosis, что означает горбатость. Таким образом, кифоз – это искривление позвоночника, (чаще его грудного отдела, реже шейного и поясничного), выпуклостью назад.

Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощается ее свод. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазового суставов.

Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Осанка – не наследуемый признак:

  • формируется от 5 до 18 лет
  • поддерживается статическим напряжением мышц
  • зависит от строения скелета, формы позвоночного столба

Типы осанки:

  • нормальная
  •  

Затрудняет работу легких, сердца, ЖКТ, уменьшает ЖЕЛ, уменьшает обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость.

сутулая

  • кифотическая
  • лордотическая
  • сколиоз

 

Формирование осанки:

  • равномерное упражнение и гармоничное развитие всех групп мышц
  • правильно подобранная мебель и обувь
  • режим труда и отдыха

Плоскостопие – болезненное изменение стопы, при котором уплощаются ее своды.

Причина:

  • неправильно подобранная обувь
  • длительное хождение или стояние
  • избыточная масса тела

III. Закрепление знаний.

Выполнение лабораторных работ.

Лабораторная работа № 4

«Выявление нарушений осанки»

Ход работы:

1. Для выявления сутулости сантиметровой линейкой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 – 5см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

2. Встаньте спиной к стене, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки  есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная

Лабораторная работа № 5

«Выявление плоскостопия»

Оборудование:

Таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш

 

Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две данные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

IV. Задание на дом

Изучить § 15. Повторить § 10 - 14,  термины.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Осанка. Предупреждение плоскостопия»

Конспект урока: Осанка. Предупреждение плоскостопия


Задачи: познакомить с метода самоконтроля и коррекции осанки; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.

Оборудование: таз с водой, фломастеры, лист бумаги, таблица Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний, умений, навыков.

Понятийная разминка: рефлекторная дуга, рефлекс, безусловные рефлексы, условные рефлексы, сустав, шов, головка мышцы, хвост мышцы, фасция, антагонисты, синергисты, двигательная единица, тренировочный эффект, гиподинамия, динамическая работа мышц, статическая работа мышц.

Ответь на вопрос:

Как регулируется сила мышечного сокращения?

Как изменяются мышцы и кости при тренировках?

В чем вред гиподинамии?

Как работают мышцы антагонисты при динамической и статической работе?

III. Изучение нового материала.

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавлению внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае возрастом межпозвоночные хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв. Развивается болезнь остеохондроз: человеку трудно ходить и нагибаться, по ночам его мучают боли, и он не может заснуть. Болезнь может начаться и в молодом возрасте.

Различают три степени нарушения осанки. При первой степени отклонения от нормы слабо выражены и исчезают, если человек старается держаться прямо и контролирует себя. При второй степени отклонения от нормы устойчивы, но, как правило, связаны лишь с нарушением мышечного аппарата, а потому поддаются исправлении. При занятиях лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой, искривления третьей степени затрагивают скелет, поэтому лечению они поддаются с трудом.

Как же предупредить искривление позвоночника? Прежде всего, надо правильно сидеть за столом. Если стол слишком низок, приходится наклоняться над ним, а если высок, человек изгибает туловище так, чтобы пишущая рука была на его поверхности. Первое ведет к сутулости, второе – к боковым искривлениям туловища. К нарушению осанки может привести и несимметричная нагрузка мышц: например, носить тяжести только в правой руке, при физической зарядке наклоняться в одну сторону больше, чем в другую и т.д.

  1. Сколиоз (греч. skoliosis - искривление, от skolios – кривой) - это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.

ЛОРДОЗ, lordosis, вогнутое кзади искривление позвоночника.

Кифоз – заболевание позвоночника, название которого происходит от греческого kyphosis, что означает горбатость. Таким образом, кифоз – это искривление позвоночника, (чаще его грудного отдела, реже шейного и поясничного), выпуклостью назад.

Плоскостопием называются болезненные изменения стопы, при которых уплощается ее свод. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазового суставов.

Осанка – непринужденное привычное положение тела стоя, способность удерживать его без активного напряжения мышц.

Осанка – не наследуемый признак:

  • формируется от 5 до 18 лет

  • поддерживается статическим напряжением мышц

  • зависит от строения скелета, формы позвоночного столба

Типы осанки:

  • нормальная

    Затрудняет работу легких, сердца, ЖКТ, уменьшает ЖЕЛ, уменьшает обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость.

  • сутулая

  • кифотическая

  • лордотическая

  • сколиоз


Формирование осанки:

  • равномерное упражнение и гармоничное развитие всех групп мышц

  • правильно подобранная мебель и обувь

  • режим труда и отдыха

Плоскостопие – болезненное изменение стопы, при котором уплощаются ее своды.

Причина:

  • неправильно подобранная обувь

  • длительное хождение или стояние

  • избыточная масса тела

III. Закрепление знаний.

Выполнение лабораторных работ.

Лабораторная работа № 4

«Выявление нарушений осанки»

Ход работы:

1. Для выявления сутулости сантиметровой линейкой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3 – 5см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

2. Встаньте спиной к стене, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная

Лабораторная работа № 5

«Выявление плоскостопия»

Оборудование:

Таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш


Ход работы

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две данные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

IV. Задание на дом

Изучить § 15. Повторить § 10 - 14, термины.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!