Тема: Что это за листья?
Цель урока: формировать представления о строении листьев и их видов.
Задачи:
- наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях,
- учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев,
- учить делать выводы,
- развивать речь учащихся, интерес к окружающему миру,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Муравьишка: - Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят... (щелчок мыши) (осень)
– В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.
Муравьишка: – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?
– Почему осенью с деревьев опадают листья?
(ответы детей)
(щелчок мыши) Черепаха: Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов.
3. Изучение нового материала.
Муравьишка: – Отгадайте загадку:
Летом вырастают, а осенью опадают. (листья)
Учитель: – Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будет научиться определять, что за листья перед нами.
Работа по учебнику (с. 14)
1). – Какой лист можно узнать сразу? (кленовый).
Кленовый лист. Клен
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели.
– Листопад у кленов начинается с 14 сентября.
2). – Найдите рисунке листья березы. Какого они цвета?
Березовые листья
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу.
3). – Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике? (лист осины).
Листья осины
– Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев:
«Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада».
– Листопад у осины начинается с 19 сентября.
4. Физминутка.
5. – Сравните листья, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства.
Части листа
Все листья состоят (щелчок мыши) из черешка и (щелчок мыши) листовой пластинки.
Сравнение черешка осинового листа и березового
Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка».
Муравьишка: – Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа.
Черепаха: – Если пластинка одна, то лист называется простой. (щелчок мыши) Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.
Муравьишка: – Назовите простые, сложные листья.
6. Практическая работа.
«С какого дерева лист?». На каждой парте лежат листья: клена, дуба, рябины, осины, каштана. (Работа в парах).
– Соотнесите название дерева и изображение листа.
(Проверка по щелчку мыши)
7. Итог урока. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
– Чем различаются листья разных деревьев?
– Какие деревья растут возле нашей школы?