-Сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся в путешествие. Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, живопись и различные этапы урока рассмотреть красоту русской природы, прочувствовать, как эту красоту воспринимали и отражали в своих произведениях искусства известные русские поэты, композиторы, художники.
2. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся
«Музыкально - литературная».
***
Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие.
Скоро птички- щебетуньи
Улетят в края чужие.
Всё в таинственном молчанье
Холм оделся темнотой.
Ходит в облачном сиянье
Полумесяц молодой.
Алексей Плещеев.
Осень... Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.
- Давайте мы с вами вспомним композитора, который в своем творчестве обращался к временам года.
(ответы детей)
-Правильно, Петр Ильич Чайковский.
Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.
-А как называется произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года?
(Уч-ся) - Цикл «Времена года» (цикл - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами).
П.И.Чайковский отражал в своем творчестве восприятие окружающей действительности.
У П.И.Чайковского восприятие природы это его мысли и настроения в данный момент, которые природа пробудила. И каждая часть этого произведения - небольшая миниатюра. Каждая миниатюра имеет свое название. Например, Апрель- подснежник, а Декабрь- Святки
Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь»:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят …»
♫ П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.
-Что это за мелодия?
- Какое время года?
- Как она называется?
-А вы согласны, что это осенний месяц?
- Что вы почувствовали?
-Какое настроение передает музыка (ответы детей)
- Что вы представили себе? Какую картину природы? (ответы детей)
Итак, напрашивается вывод: вся пьеса проникнута тихой грустью. В ней выражено восприятие осени как унылой грустной поры. Но, несмотря на то, что это пора увядания, умирания всего живого, в ней есть и то прекрасное, которое мы понимаем под выражениями «Листья желтые над городом кружатся», «Осенний листопад», «Краски осени», «Золото осени».
И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:
«Унылая пора!
Очей очарованья!
Приятна мне твоя
Прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото, одетые леса».
-Какие красивые слова у Пушкина. А скажите осенью всегда бывает грустной?(нет)
-Давай мы с вами послушаем песню осень раскрасавица
-Какое настроение в этой песне?
|