Учебник «Русский язык 2 класс», Л.Ф.Климанова.
Дидактическая цель: Создать условия для усвоения новых знаний по теме «Окончание»
Тип урока. Урок приобретения новых знаний.
способствовать выработке правильного употребления окончаний в устной и письменной речи;
продолжить формирование умения находить корень родственных слов, и частей слова, при помощи которых образованы родственные слова;
развивать логическое мышление детей при выборе и употреблении нужного окончания;
оценивать результат учебной деятельности своей и своего одноклассника.
Методы обучения: наглядно-словесный, проблемный, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая,
парная, индивидуальная.
этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Начинаем урок. Всем хорошего настроения! | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 1.Орфографическая работа. 1 группа Под б…рёзой на пригорке ё…. устроил норку. 2 группа На тр…ве ещё р..са, в чаще птич…и г…л…са. 2.Повторение изученного о частях слова. Работаем с предложением 1 группы. Назовите слово, состоящее из корня; - слово, состоящее из корня и суффикса; - слово, состоящее из приставки, корня и суффикса; 3. Что такое корень, приставка, суффикс? Что вы знаете о корне? Что такое приставка? Что такое суффикс? Какую часть слова не выделили? | Работа в группах. 1.Вставляют пропущенные буквы, объясняя орфограмму. Индивидуальная работа. (карточки) 2. Называют слова, доказывают. Рассказывают правила. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. - Прочитайте пословицы (Слайд 1) Язык до Киева доведёт. Не спеши языком, торопись делом. Что на уме, то и на языке. -Найди слово, которое повторяется в каждом предложении. Выпиши его так, как оно дано в предложениях, выдели окончание 2.Какая часть слова изменилась? Что мы можем сказать об окончании. - Над какой темой мы сегодня будем работать? | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. 1.Находят слова, выписывают, выделяют окончания. Делают вывод. Формулируют тему урока. Физ.минутка | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Но окончание выполняет ещё одно действие. Работа по учебнику стр.66, упражнение 88. - Для чего нужна пропущенная часть слова? Проверим ваши выводы со словами умного совёнка. -Что мы узнали об окончании? Сравним наши выводы со словами Ивана Ивановича. (Слушаем запись) Хочу дополнить, что изменение окончаний в словах – это форма одного и того же слова, а не однокоренные слова. | Выполняют упражнение. Работа в паре: взаимопроверка. Формулируют ответы. Работа с учебником. Обобщают полученные знания. Самостоятельное закрепление: правило стр.66. Динамическая пауза. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Упражнение 89 стр.66 Обратить внимание на написание слова «компьютер» Проверка (слайд № 2) | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Гимнастика для глаз. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Вставь вместо картинок слова, правильно вставляя окончание (слайд 3) Проверка (слайд 4) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. Кто выскажет своё мнение о сегодняшнем уроке? ( Я знаю… Я умею… Я могу…) Зачем мы сегодня об этом говорили. Где это можно использовать?) Домашнее задание: правило стр.66, упражнение 91 | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Проверка: карточка с правильным разбором.