Уроки 9-10
На пути к жизненному успеху
УМК:
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, - 6-е издание – М.: Просвещение, 2016.
Использованы материалы учебно-методического пособия Е. Н. Сорокиной
Цели и задачи: познакомить учащихся со слагаемыми жизненного успеха; обсудить факторы, сопутствующие успеху; представить некоторые учения о смысле жизни.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать слагаемые жизненного успеха человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД:
предметные: высказывать версии о слагаемых жизненного успеха; применять ключевые понятия об основных социальных объектах, объяснять их с опорой на явления социальной действительности; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе;
метапредметные — I) коммуникативные: оценивать свои учебные достижения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;
2) регулятивные: оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями, прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности;
3) познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов; моделировать варианты достойного образа жизни;
4) личностные: формирование ответственного отношения к труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Лягушка в грязную попалась колею
И не могла оттуда выбраться никак...
Она все пробовала эдак и вот так...
Но... ничего.
—Ах, помогите, я молю!
И помогали ей друзья и все, кто мог.
Но, видно, волею судьбы она попалась,
Как будто смерть к ней потихоньку подобралась
И этот вечер был ее последний срок.
Но поутру друзья увидели ее
Не в колее, а на веселенькой полянке!
Как уцелела ты? — спросили у бедняжки...
(Да что за чудо совершилось для нее!)
По колее шел грузовик и приближался...
А я обязана была себя спасти,
Из колеи дорожной ноги унести.
Так он спасителем невольным оказался!
Вопрос к классу
— Как вы поняли смысл этого стихотворения? (Ответы учеников.)
Притча.
Жили-были две лягушки, две подружки. Однажды забрались они в погреб и угодили в кувшин со сметаной. Барахтались они, барахтались, и вот одна лягушка сказала: “Все! Хватит! Все равно нам не выбраться, а сил уже нет, будь что будет...”, - сложила лапки и захлебнулась.
А другая продолжала барахтаться, повторяя про себя: “Лучше умереть в борьбе за жизнь, чем знать о том, что есть шанс на спасение, и им не воспользоваться. Умереть я успею всегда...”.
Так, с этими словами она продолжала барахтаться, пока уже окончательно не выбилась из сил, как вдруг, почувствовала под лапками что-то твердое - сметана превратилась в масло.
“О! Чудо! Я спасена!” - воскликнула лягушка, оттолкнулась лапками и выпрыгнула из злополучного, а может и счастливого кувшина, так как только теперь лягушка окончательно усвоила один урок:
Учитель: И так, какой урок усвоила лягушка? Если привязать притчу к теме нашего урока, тот какой мы делаем вывод?
Вывод: Я сам должен сделать себя успешным!!!!
Учитель: А как этого добиться, мы с вами и узнаем на нашем уроке.
Проверим наши знания. Тестовые задания
1. К социальным потребностям относится:
потребность в еде;
потребность в воде;
потребность в труде;
потребность в тепле.
2. Потребность в отдыхе относится к:
духовной потребности;
моральной потребности;
биологической потребности;
4)социальной потребности.
Творческое задание. Предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам понять, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.
Рабочий материал
1. Я лежу, болею,
Сам себя жалею!
А. Барто
(Потребность в медицинской помощи — социальные потребности.)
2. В коридоре, в классе ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.
А. Барто
(Потребность в ремонте — материальные потребности.)
3. Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике.
С. Михалков
{Потребность в образовании — духовные потребности.)
4. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
К. Чуковский
(Потребность в покупке посуды — материальные потребности.)
5. Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши —
Каша тоже не во вред!
С. Михалков
(Потребность в пище — биологические (материальные) потребности.)
6. У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит —
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
С. Михалков
(Потребность в безопасности — социальные потребности.)
7. Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой.
Л. Дербенев
(Потребность в творчестве — духовные потребности.)
Тема уроков: «На пути к жизненному успеху».
Попробуем изобразить свой жизненный путь с помощью следующей методики.
Нарисуйте на листе бумаги стрелу, идущую вверх. Это ваша жизнь, она не имеет конца и направлена наверх.
Отметьте начало этого пути. Это ваша дата рождения. Теперь отметьте на жизненном отрезке ваш возраст.
Теперь отметьте желаемый или предполагаемый возраст, в котором вы хотели бы находиться.
4. Галочкой отметьте значимые события прошлого.
Фактически получается, что вы разделили свой жизненный
путь на прошлое, настоящее и будущее.
Обратите внимание на тему наших уроков и на ваш рисунок. Есть ли связь между ними?
Нужно ли планировать свою жизнь?
Какую цель может сформулировать каждый из вас для себя, изучая тему уроков?
— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)
План уроков
Слагаемые жизненного успеха.
Привычка к труду помогает успеху.
Готовимся выбирать профессию.
Поддержка близких — залог успеха.
Выбор жизненного пути. Проблемный вопрос уроков
— Почему необходимо планировать свою жизнь, ставить жизненные цели?
III. Введение в новый материал
Обратите внимание на выражение «жизненный путь».
— Как вы понимаете это выражение? (Ответы учеников.)
Прочтите вопросы в рубрике «Обсудим вместе» на с. 40 учебника. Многие люди задают себе эти вопросы, попробуем и мы сегодня обсудить их.
IV. Работа по теме уроков
1. Слагаемые жизненного успеха
— Прочитайте название п. 1 § 5 учебника и объясните, как вы поняли его смысл.
(Ответы учеников.)
Задание: прочитайте высказывания, обсудите в группе и найдите ответ на вопрос: «Из чего складывается жизненный успех человека?»
Рабочий материал
«Чтобы чего-то добиться, нужно овладеть умением, но добьешься ли успеха — зависти от судьбы». (Мэн-цзы)
«Человек обдумывает путь свой, а Бог направляет стопы его». (Библия) «Крылья — этого мало. Требуется еще и летная погода». (И. Шевелев) «Слабые люди выжидают благоприятных случаев, сильные их создают». (А. Афиногенов)
«Недалекие люди верят в удачу, сильные — в причины и следствие». (Р. Эмерсон)
«Успех — дело чисто случайное. Это вам скажет любой неудачник» (Э. Уилсон)
«Тернии рождают лавры» (А. Давидович)
(Проверка выполнения задания.)
Задание: прочитайте на с. 41 учебника абзац 1 основного текста, текст рубрики «Путешествие в прошлое» и дополнительный материал, ответьте на вопросы, приведенные в рубрике.
Дополнительный материал
Диоген зимой и летом ходил в одном плаще на голое тело, который служил ему подстилкой и одеялом, спал под открытым небом и жил подаянием. Увидев, как мальчик пьет из горсти воду, он выбросил чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни». Вслед за чашкой полетела миска — Диоген встретил раба, который ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Чтобы приучить себя к отказам, он просил подаяние у статуй.
Он смеялся над теми, кто приобретал предметы роскоши: «Как это так! Разве правильно, что за мраморную статую платят три тысячи монет, а за жизненно необходимую меру ячменя — две?»
Будучи в Коринфе, Диоген надел лавровый венок победителя. От него потребовали снять венок, так как он никого не победил. «Напротив, — возразил Диоген, — я не чета тем рабам, что борются, метают диск и соревнуются в беге. Мои противники посерьезней: бедность, изгнание, забвение, гнев, печаль, страсть и страх, и самое непобедимое, коварное чудовище — наслаждение».
Сограждане написали на памятнике философа:
Пусть состарится медь под властью времени — все же
Переживет века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
(Проверка выполнения задания.)
В Древней Греции философы разделились на два больших лагеря: гедонистов — тех, кто считал смыслом жизни и высшим благом веселье и удовольствия, и аскетов (стоиков), которые проповедовали силу духа, твердость и мужество в преодолении жизненных испытаний.
Творческое задание. Разделившись на две группы и познакомившись с дополнительным материалом, дайте характеристику взглядов и идеалов жизненного пути гедонистов (первая группа) и стоиков (аскетов) (вторая группа).
Дополнительный материал для первой группы
В Древней Греции было очень распространено философское учение о гедонизме — стремлении к комфорту, удовольствию и наслаждению. Гедонист — человек, жизнь которого посвящена получению удовольствия и радости от любых вещей. Высшей целью и главным мотивом человеческого существования в кругах приверженцев этого образа жизни провозглашалось извлечение удовольствий из каждого мгновения жизни.
Между работой и гулянием гедонист обязательно выберет второе. Он придерживается принципа «живем один раз», поэтому не ограничивает себя в потребностях, идет на поводу у своих желаний и прихотей. Главное в жизни гедониста — это наслаждение, которое может быть не только физическое, но и духовное. В те времена удовольствия не были настолько материализованы, как сегодня, их источниками традиционно считались изысканные яства, вино, музыка и зрелища.
Гедонисты потребляют жадно, ярко, не скупясь. Их стиль жизни основан на идеологии «извлечь наслаждение из каждого мгновения».
Дополнительный материал для второй группы
Стоики живут по принципам разумной достаточности, покупая лишь то, что необходимо для поддержания жизни. Суть и смысл их потребления состоят только в необходимом для жизнедеятельности насыщении. Аскеты избегают удовольствий, поскольку они противоречат их жизненной позиции.
Философия аскетизма заключается в самоотвержении, ограничении благ, которые способны избаловать характер. Пища стоиков проста, их одежда скромна и неброска. Строгость к себе исключает любые неразумные излишества, любой пафос.
Главная идея аскетов — «терпи и претерпевай» без возможности выбора для себя чего-то иного в следующий момент. Они следуют жестким запретам: «так — неправильно», «так — нельзя», «делай так - все так делают». Стоик — это человек, мужественно переносящий все превратности судьбы, невозмутимо и непоколебимо исполняющий свой долг, свободный от страстей, волнений, привязанностей.
(Проверка выполнения задания.)
2. Привычка к труду помогает успеху
Взгляните внимательно на слайд презентации. — Какую чашу — путь к жизненному успеху — вы выберете? Почему?
Вопросы к классу
В чем хочет убедить поэт своих читателей?
Материальное богатство, деньги освобождают или закабаляют?
Могут ли, по вашему мнению, только они обеспечить счастье, успех и полноту жизни человека?
(Ответы учеников.)
К.Д. Ушинский утверждал: «Если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью... или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения».
Вопросы к классу
— Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского?
— Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? (Ответы учеников.)
Проблемное задание. Работая в парах, назовите три фактора, которые способствуют жизненному успеху (трудолюбие, сильная мотивация, развитые способности, хорошее образование, хорошее здоровье, развитые умения и навыки) и три фактора, которые препятствуют жизненному успеху (лень, неразвитые способности, слабая мотивация, плохое здоровье, отсутствие образования, неразвитые умения и навыки).
Успех, благополучие в жизни во многом зависят от готовности и привычки к труду. Это хорошо понимали наши предки, потому и сложили следующие пословицы.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
За много дел не берись, а в одном отличись.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Всякая птица своим клювом сыта.
Не боги горшки обжигают.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без работы день годом кажется.
Торопливый дважды одно дело делает.
Думай ввечеру, что делать поутру.
Без терпенья нет уменья.
Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Велик телом, да мал делом.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Какие труды, такие и плоды.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Малый топор может срубить большое дерево.
Не начавши — думай, а начавши — делай.
Куй железо, пока горячо.
Готовь сани летом, а телегу — зимой.
Вопросы к классу
Что объединяет все эти пословицы?
Чему они нас учат? (Ответы учеников.)
3. Готовимся выбирать профессию
Сегодня в мире существует более 40 тыс. профессий. В будущем важно выбрать вариант, подходящий именно вам.
В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» написал о том, как уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, — сказала она, — я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам — проверьте сами себя, если труд не дает вам радости — уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».
Вопросы к классу
Почему учительница оставила свою работу?
Какие советы она дала?
Чему вас научил этот пример? (Ответы учеников.)
Чтобы не повторить этих ошибок, надо искать свое любимое дело.
— Возможно ли это сделать в вашем возрасте?
С помощью теста «Как выбрать профессию?» попробуем узнать ваши склонности.
Существует пять вариантов деятельности (типов профессий):
Тип П «человек — природа» — ведущий предмет труда — растения, животные или микроорганизмы. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
Тип Т «человек — техника» — главный предмет труда, технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии (механик, автослесарь, технолог, мастер по ремонту бытовой техники и др.) .
Тип 3 «человек — знак» характеризуется такими ведущими предметами труда, как условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (программист, бухгалтер, аналитик, финансист и др.).
Тип X «человек — художественный образ» связан с условиями построения художественного образа. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.
Тип Ч — «человек — человек». Для этого типа главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей (педагог, журналист, парикмахер, врачи др.).
Тест «Как выбрать профессию?»
Если вы согласны с утверждением, приведенным в таблице, то поставьте 1 (2) балла, если нет, то 0 баллов. Подсчитайте количество баллов, набранных вами в каждой колонке.
№ п/п | Тип специальности (по признаку предмета труда) | П | Т | 3 | X | Ч |
| Легко (без внутренней скованности) вступаю в общение с новыми людьми | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
| Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (или чинить, шить, вязать) | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
| Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты (говорят, что это мне удается) | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
| Охотно и постоянно ухаживаю за растениями (или животными) | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
| Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
| Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (растениями) | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Делаю мало ошибок в письменных работах | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
| Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 |
| Взрослые считают, что у меня есть способности к определенному виду искусства | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 |
| Охотно читаю о растительном (или животном) мире | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Активно участвую в художественной самодеятельности | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
| Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
| Подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами, мне нравится это | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
| Легко улавливаю разногласия между сверстниками или младшими | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
| Взрослые считают, что у меня есть способности к работе с техникой | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 |
| Результаты моего творчества одобряют и незнакомые мне люди | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 |
| Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растения или животные) | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Мне удается подробно и ясно для других излагать мысль в письменной форме | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 |
| Почти никогда ни с кем не ссорюсь | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
| Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
| Без особого труда усваиваю иностранные слова | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
| Я часто помогаю незнакомым людям | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
| Подолгу, не уставая, могу заниматься любимым занятием (музыка, рисование и т. п.) | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
| Стараюсь повлиять на ход развития растений (живых организмов), улучшить, изменить их | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Люблю разбираться в устройстве механизмов машин, приборов | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
| Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий | 0 | 0 | .0 | 0 | 1 |
| Охотно наблюдаю за животными или растениями | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Люблю читать литературу, которую многие считают скучной (научно-популярную, публицистику, литературную критику) | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
| Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия (делать как они) | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Результаты: | | | | | |
Ключ к тесту. Пройдя все 30 утверждений, подсчитайте сумму очков в каждом из столбцов. Самое большое число будет в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий.
Проблемное задание. Прочтите п. 3 § 5 «Готовимся выбирать профессию» на с. 42—43 учебника. Прослушайте притчу и ответьте на вопросы.
Двигатель, который работать не любил
Каждый день из гаража на городские улицы выезжал постоянно ломающийся самосвал. При ремонте в гараже ему установили ленивый двигатель, которому всякая работа не нравилась. Двигателю работа самосвала — перевозить тяжелые грузы с одного места на другое — казалась глупым занятием, и поэтому он стал неисправным прикидываться.
За день самосвалу нужно перевезти много грузов, кирпичей, песка, раствора, щебня, а двигатель все думает о том, как бы ему от работы увильнуть да в теплый гараж вернуться. Чуть загрузят люди самосвал, как двигатель сразу охать начинает, дым черный выдыхает, хрипит, порыкивает и ворчит на людей.
— Не жалеют меня, не любят, не дают отдыхать столько, сколько мне хочется. И почему меня в самосвал вставили, почему работа такая тяжелая досталась? Вот вставили бы меня в трактор, который пашет поля один раз в год...
Стал двигатель мечтать о том, как он в тракторе работает, на природу красивую любуется, поле весной за несколько дней вспашет, а потом до конца осени среди травы на лугу отдыхает, чистым воздухом дышит и пение птиц слушает.
Надоел людям ленивый двигатель, вытащили его из самосвала, а на самосвал новый двигатель установили. Долго лежал ленивый двигатель без дела в темном гараже, пока его не продали каким-то людям. Новые хозяева повезли его в далекую деревню, где установили в трактор, давно стоявший без мотора. Уже на следующий день он работал в деревне на отремонтированном тракторе, на свежем воздухе, среди красивых полей и рек.
Но оказалось, что работа на тракторе тоже была нелегкой. С утра до вечера надо поле пахать, потом бороновать, потом сеять, потом поливать, и так без конца. Ездить при этом приходится не по гладкому асфальту, а трястись по неровной земле с кочками и камнями. А когда дождь пойдет, то совсем плохо становится, то и дело в грязи застреваешь и пыхтишь - пока не выберешься.
— Нет, работать в поле, это не по мне, — стал горевать обленившийся двигатель. - Слишком уж грязная и тяжелая работа мне досталась, ничего в ней хорошего нет. Все ездишь по разным полям, надрываешься, а пользы никакой. Мне бы в автобусе поработать, — мечтал он по вечерам после работы. — Мчишься по гладкому шоссе, новые города и страны разглядываешь, слушаешь разговоры пассажиров.
Но мечты мечтами, а двигателю, как и прежде, приходилось работать в поле. Однажды по дороге на работу двигатель стал делать вид, что испортился — сильно заревел, а потом, не рассчитав своих сил, вместе с трактором скатился в глубокий овраг. Не удалось людям трактор починить. Вытащили они из него оставшийся целым двигатель и через некоторое время вставили его в автобус. Двигатель обрадовался - исполнилась его новая мечта.
Но и работа на автобусе быстро надоела и разонравилась ленивому двигателю. Ездить надо было далеко и подолгу без остановок. Да при этом не просто едешь, а мчишься без передышки по шоссе на большой скорости, чтобы не опоздать и приехать в другой город вовремя.
— Нет, такая работа не для меня, ничего хорошего и полезного в ней нет, уж слишком долго и далеко ездить приходится, - жаловался двигатель. Он стал назло людям часто посреди дороги глохнуть, чтобы, опаздывая, пассажиры волновались и нервничали.
В конце концов поняли люди, что пора ленивый двигатель на свалку выбросить. Не любит он трудиться, в каждой работе одно только плохое и трудное видит, а полезного и хорошего не замечает.
Теперь этот двигатель лежит за городом на свалке и ржавеет то под дождем, то под снегом в куче всякого вонючего мусора. Ведь люди все бесполезное и испорченное мусором называют и на свалку выкидывают. Жаль, что двигатель не захотел труд полюбить и с пользой людям служить. Как много нужного и полезного успел бы он еще сделать!
Вопросы:
Почему не нравилась и быстро надоедала ленивому двигателю работа самосвала, трактора, автобуса? (В каждой работе он прежде всего усматривал что-то неприятное, плохое и трудное.)
Что нужно для того, чтобы вам понравился человек? {Увидеть в нем что-то хорошее и приятное.)
Что нужно для того, чтобы вам понравилась работа? (Увидеть в ней что-то полезное и нужное для себя и других.)
Что мог найти полезное и нужное двигатель в работе самосвала? {Помогает людям строить дома, дороги, красивые города.)
Что мог найти полезное и нужное двигатель в работе трактора? (Кормит людей, помогает им урожай собрать.)
Что мог найти полезное и нужное двигатель в работе автобуса? (Помогает людям быстро добираться в гости, в школу, на работу, по делам.)
(Проверка выполнения задания.)
Задание: познакомьтесь с текстом рубрики «Жил на свете человек» на с. 44 учебника, выполните задание к ней. Назовите факторы, которые определили успех А.С. Норова.
(Проверка выполнения задания.)
4. Поддержка близких — залог успеха
Задание: прочитайте п. 4 § 5 учебника и ответьте на вопросы на с. 45.
Как вы думаете, почему для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей?
Как вы поняли смысл слов Лиса из сказки «Маленький принц»?
(Ответы учеников.)
5. Выбор жизненного пути
Проблемное задание. Прочитайте п. 5 § 5 на с. 45 учебника и сравните выбор жизненного пути героя романа Дж. Сэлинджера и героя романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Остапа Бендера, который посвятил жизнь реализации мечты о миллионах, чтобы уехать в сказочный город Рио-де-Жанейро, «где полтора миллиона жителей ходят в белых штанах». Ответьте на вопросы, приведенные в абзаце 1 на с. 47 учебника.
— Чей жизненный путь предпочтительнее для вас? Почему? (Проверка выполнения задания.)
В чем состоит цель нашей жизни? К чему мы призваны? Что мы должны искать? На эти вопросы попытался ответить в статье «Вопросы жизни» русский ученый, врач, педагог, общественный деятель XIX в. Н.И. Пирогов. Вот какие различные взгляды на жизнь он представил. «Взгляд первый, очень простой. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо... Взгляд другой — высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное... Поумнев, вы будете действовать как нельзя лучше... Взгляд — практический. Трудясь, исполняйте свои служебные обязанности, собирая копейку на черный день... Предоставьте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений... Взгляд также практический в своем роде. Хотите быть счастливым, думайте о себе, что вам угодно и как вам угодно, но только строго соблюдайте все приличия и умейте с людьми уживаться... Взгляд очень веселый. Работайте для моциона и наслаждайтесь, покуда живете... Пользуйтесь настоящим и живите себе припеваючи...»
Вопросы к классу
Каких взглядов вы бы стали придерживаться?
Какие из этих взглядов совершенно вам не подходят? (Ответы учеников.)
Задание: внимательно изучите и прокомментируйте предложенную схему «Как правильно выбрать профессию» на слайде презентации.
Задание: ответьте на вопросы в конце рубрики «Картинная галерея» на с. 46 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
V. Рефлексия
Составьте синквейн со словами на выбор «счастье» или «жизненный успех».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Возможные образцы:
счастье
долгожданное, выстраданное
получить, отвоевать, заслужить
одержать победу в противоборстве с врагом
мир
счастье
беззаботное, детское
бежит, струится, брызжет
светлые воспоминания о детсадовском возрасте
игры
VI. Подведение итогов уроков
Проверим себя и выполним несколько заданий.
Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 47 учебника.
Выполните задания 1, 3, 4, 5 рубрики «В классе и дома» на с. 47 учебника.
Английский писатель Бернард Шоу говорил: «Там, где нет воли, нет и пути». Можно ли с ним согласиться? Приведите примеры из жизни известных вам людей, литературных героев, когда успеху, достижению поставленной цели в жизни помогало единство интереса, целеустремленности и воли.
Приведите примеры из жизни, сказок, подтверждающие, что успех и благополучие человека во многом зависят от готовности и привычки к труду.
(Проверка выполнения заданий.)
Каждый человек сам определяет свой жизненный путь. Этот выбор во многом зависит от убеждений и взглядов на жизнь, профессию, труд. А какой путь ведет к настоящему счастью, мы попробуем определить в ходе игры.
Домашнее задание
Прочитать и пересказать § 5 учебника.
Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 5 учебника (задание 1, 6 или 8).