СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Институт рынка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Институт рынка"»

Институт рынка

Базовыми институтами рыночной экономики (как свободной, так и смешанной) выступают: частная собственность, предпринимательство и рынок.

Институт частной собственности - это экономико-правовые отношения, связанные с владением, распоряжением и использованием материальных и интеллектуальных ценностей частными лицами или другими частными субъектами. С точки зрения участия в экономическом обороте частная собственность подразделяется на эконо­мические ресурсы и личную собственность. В смешанной модели экономической системы кроме частной, есть государственная собственность.

Общая характеристика частной собственности как экономического понятия представлена в таблице 2.

Таблица 2

Основные черты частной собственности

Виды частной собственности

Объекты владения

Основные способы присвоения

Распоряжение

Использование

Цель владения

Собственность экономические ресурсы и денежный капитал

Инвестиционные ресурсы: земля, рабочая сила, информация, патенты и иная интеллектуальная продукция, финансовые активы

Купля-продажа на рынке ресурсов и финансовом рынке; приватизация; наследование

Индивидуальное или коллективное управление, исходя из экономических интересов и законов государства

Инвестирование

Получе­ние дохода

Личная собственность

Товары широкого потребления; недвижимость и др.; деньги

Купля-продажа на потребительском рынке; наследование

На основе личных интересов

Индивидуальное, семейное потребление

Удовлетворение личных потребностей

Частная собственность как институт рыночной экономию предопределяет экономическую самостоятельность, независимость субъектов хозяйственной деятельности, свободу их выбора что и как производить, исключает внеэкономическое принуждение к труду, обеспечивает свободу потребительского поведения.

Институт предпринимательства основывается на частной собственности на экономические ресурсы и представляет собой систематизированную на основе права, традиций самостоятельную деятельность людей, направленную на получение прибыли. Проявляется предпринимательство в создании множества коммерческих предприятий по производству товаров и оказанию услуг. В сфере предпринимательства люди участвуют в двух основных качествах: наемных работников и предпринимателей.

Условиями становления и существования института предпринимательства являются:

§ частная собственность на экономические ресурсы;

§ наличие совокупности свобод и прав предпринимателя и потребителя, то есть гарантированность свободы приложения предпринимательских способностей, а также свободы потребителя покупать то, что он считает нужным. Последнее особо важно, т. к. своим выбором потребитель решает, что должна производить экономика.

§ прямая ответственность за принятие экономических решений в виде прибыли или убытков. Такая ответственность обеспечивает саморегулирование института предпринимательства.

Свобода предпринимательства, как важное условие его существования, небезгранична. Ограничивают ее потребители и конкуренция, количество ресурсов и уровень технологий, юридические законы, мораль и общественное мнение.

2.2. Рыночная система и её функционирование

Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, включающего смену как товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Поэтому неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.

В экономической литературе сущность рынка трактуется весьма разнообразно, что нередко во многом зависит от цели проводимого исследования. Например, американский ученый Роджер Вод, автор труда по проблемам политической экономии, дает своеобразное толкование понятия «рынок»: «Сфера, где покупатели и продавцы отдельных товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы». В этом определении акцент сделан скорее на механизме функционирования рынка, чем на его сущности как экономической категории.

Филип Котлер, известный специалист в области рыночных отношений, считает, что рынок - это «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара». Подобное утверждение не вызывает возражений, если, конечно, рассматривать рынок лишь как место реализации маркетинговых устремлений производителей товаров и услуг.

Во многом схожа трактовка рынка в учебнике «Экономикс»: «Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».

Согласно современной российской экономической теории, рассматривающей рынок как экономическую категорию, рынок - это «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда».

В узком смысле рынок - это сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

Рынок как институт рыночной экономики - это совокупность экономических связей между людьми, в процессе взаимной купли-продажи товаров и услуг и конкуренции производителей.

Для нормального функционирования рынка необходимо обеспечить ряд условий:

1) право собственности;

2) свобода производственной и коммерческой деятельности, всех участников рыночных отношений;

3) наличие твердой валюты;

4) система кредитных и финансовых отношений;

5) умение производителей и управленцев организационно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

Право собственности – это привилегия владеть и использовать дефицитные ресурсы.

Координацию всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Рыночный механизм как система связей обеспечивает бесчисленные индивидуальные решения производителей и потребителей, которые учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются через цены. В результате принимаются решения о том, что нужно производить, как следует организовать производство и как распределять произведенный продукт.

Основными условиями формирования рынка выступают:

§ многообразие и равноправие форм собственности и собственников;

§ свобода предпринимательства;

§ наличие нескольких производителей одного и того же товара;

§ пресечение государством монополизма.

Характерными чертами рыночных отношений в условиях экономической деятельности являются:

§ добровольность;

§ возмездность;

§ эквивалентность;

§ свободный обмен информацией.

Основные свойства рыночной экономики обусловлены необходимостью постоянного поиска более рациональных способов использования ограниченных ресурсов для удовлетворения возрастающих потребностей людей.

Рыночной экономике внутренне присуще:

§ разделение труда и специализация производителей;

§ использование денег как меры стоимости других товаров, сред­ства обращения, средства накопления и осуществления финансовых операций;

§ применение техники и прогрессивных технологий в производ­ственной деятельности;

§ стремление к экономической эффективности, т. е. полной заня­тости ресурсов, отсутствию потерь и максимизации дохода;

Рыночная экономика в современных условиях преследует много целей, среди которых выделяют особо важные:

§ достижение экономического роста, т. е. возрастания количес­твенного и качественного уровней жизни людей;

§ расширение видов хозяйственной деятельности и обеспечение полной занятости населения;

§ поддержание баланса доходов и расходов в макроэкономическом обороте;

§ обеспечение социальной справедливости через эффективное перераспределение доходов в обществе.

В структуре объектов внутреннего рынка экономики рыночного типа выделяют следующие основные группы рынков:

§ средств производства и производственных видов деятельности;

§ потребительских товаров, услуг, жилья;

§ зданий и сооружений непроизводственного назначения;

§ рабочей силы;

§ ценных бумаг, валюты;

§ информации и инноваций.

Указанные рынки представлены в агрегированном виде и могут быть разукрупнены при предметном изучении. Так, в структуре рынка потребительских товаров, услуг и жилья ведущую роль играет рынок потребительских товаров, поскольку через его каналы произведенная продукция поступает в личное потребление. Тем самым получает завершение процесс общественного воспроизводства, и создаются необходимые условия для его возобновления.

В свою очередь потребительский рынок также имеет определенную структуру, содержание которой обусловливается рядом факторов - центральное место среди них занимают натурально-вещественный состав и функциональное назначение реализуемых потребительских стоимостей. По этим признакам в структуре рынка потребительских товаров можно выделить, например, рынок продовольственных товаров и рынок непродовольственных товаров. Рынок классифицируется по различным критериям (табл.3).

Таблица 3

Классификация рынка

Критерий

Вид рынка

Экономическое назначение

рынок товаров и услуг, труда, капитала

Географическое положение

Местный, национальный, мировой

Отраслевой признак

Нефти, авто и т.д.

Объект и характер продаж

Оптовые, розничные

Степень ограничения конкуренции

конкурентные: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия неконкурентные: монополия

Субъектами или участниками рыночной экономики выступают домохозяйства и предприятия. В смешанной экономической системе самостоятельным субъектом является государство.

Домохозяйство - это семья или индивид, имеющие в собственности экономические ресурсы и участвующие прямо или косвенно в экономических процессах.

Предприятие - определенным образом организованная группа людей, занимающихся конкретной деятельностью с целью получения прибыли (завод, фабрика, магазин, аптека, частная школа и др.).

Государство, как субъект смешанной рыночной экономики, представлено в ней принадлежащими ему экономическими ресурсами (земля, природные богатства, капитал), предприятиями, доходами и расходами государственного бюджета и др.

Участие государства в экономических процессах осуществляется через куплю-продажу ресурсов и продуктов, а также через воздействие на доходы и расходы домохозяйств и предприятий (налоги, дотации, финансовые льготы, социальные выплаты).

В таблице 4 приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи субъектами рынка.

Таблица 4

Предметы купли-продажи субъектов рынка

Субъект рынка

Предмет продажи

Предмет покупки

Государство

Услуги государственных организаций и учреждений, земля, природные ресурсы, жилье, лицензии

Товары общественного, государственного, пользования, предназначенные для национальной обороны, государственного управления, охраны общественного порядка, функционирования экономики, сохранения культурного наследия (рабочая сила, здания, оборудование, вооружение, сети коммуникаций, фундаментальные научные исследования, художественные произведения и т.п.)

Предприятия

Товары, услуги, принадлежащие им имущественные ценности, интеллектуальная собственность

Рабочая сила, земля, природные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги

Домашние хозяйства

Труд, имущественные ценности, товары, услуги

Потребительские товары, услуги, имущественные ценности

Постоянное движение потоков «доходы- расходы», «ресурсы- продукты» между субъектами экономики через рынки – это модель кругооборота, которая показывает, что рыночная экономика:

1. упорядочена, так как, принимая самостоятельные решения, ее участники ориентируются на то, что расход каждого из них представляет доход другого, а доход обеспечивает возможность расхода;

2. саморегулируема через систему рыночных цен, которая устанавливает и поддерживает равенство между расходами (спросом) и доходами (предложением). Саморегулируемость рыночной экономики, однако, не исключает возможности нарушения равновесия, которое ведет к сбою в движении экономических потоков;

3. регулируема путем воздействия на нее государства.

Рыночная структура

Рыночная структура – некий набор факторов, влияющих на поведение фирм.

Рыночную структуру определяют 3 основных фактора:

§ количество фирм в отрасли и их размеры;

§ тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);

§ возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:

§ совершенная конкуренция (СК);

§ монополия (М);

§ монополистическая конкуренция (МК);

§ олигополия (ОЛ).

Совершенная конкуренция - это рыночная структура, при которой в реализации товара участвует очень большое число фирм, на долю которых приходится менее 1% ры­ночных продаж.

Монополия - это рыночная структура, в которой одна фирма имеет объём продаж не менее 80%, и её продукция не имеет близких субститов.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, при которой в реализации товара доминирует большое число фирм, на долю которых приходится более 1% рыночных продаж.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации товара доминирует очень небольшое число фирм (от 2 до 10), на долю которых приходится от 80% и выше рыночных продаж.

В таблице 5 представлены характерные черты моделей рынка.

Таблица 5

Характеристика моделей рынка

Характерная черта

Модель рынка




1.Число фирм

Очень большое число фирм

Одна фирма

Много фирм

Несколько фирм

2. Тип продукта

Стандартизированный

Уникальный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

3.Конт роль над ценой

Отсутствует

Значительный

Некоторый, в довольно узких рамках

Ограниченный или значительный при тайном сговоре

4.Условия вступления в рынок

Очень легкие

Блокированы

Сравнительно легкие

Сталкиваются с существенными препятствиями

5.Неценовая конкуренция

Отсутствует

Почти нет

Значительный упор на качество, рекламу и т.д.

Очень типична, особенно при дифференцированном продукте

Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех основных элементов: предложение, спрос, цена. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным двигателем», питательной средой жизнедеятельности рынка, - конкуренция.

Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора экономических решений в условиях соперничества за максимизацию личной выгоды. Необходимые предпосылки возникновения конкуренции:

§ наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок;

§ отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных) для мобильности ресурсов (материальных, финансовых, трудовых);

§ доступность информации, генерируемой рынком (за исключением информации, составляющей коммерческую тайну): о предложении и спросе, ценах, норме прибыли.

Основными факторами, определяющими размах конкуренции в сфере обращения, являются:

§ совокупность условий экономического, юридического и социального характера, обеспечивающих покупателям возможность выбора магазина в зависимости от цен, качества товаров, уровня обслуживания;

§ количество поставщиков и их способность диктовать свои условия;

§ конкуренция внутри отрасли между существующими компаниями;

§ появление на рынке новых торговых предприятий.

Очевидно, что от обоснованности выбора рыночной ниши зависит степень влияния названных факторов на напряженность конкурентной борьбы.

В конкурентной рыночной экономике рынок выполняет 3 основные функции:

§ последовательное сбалансирование предложения и спроса по объему и структуре;

§ установление равновесной цены, т.е. цены предложения на уровне, отражающем общественную значимость произведенного товара или предлагаемой услуги;

§ создание предпосылок (через конкурентную среду) для постоянного стремления субъектов рынка к повышению экономической эффективности их деятельности.

Рынок - это место купли и продажи товаров.

Рынок - сфера обращения (обмена) товаров, включающая в себя экономические отношения между продавцами и покупателями. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);

2) объекты (различных видов рынка товаров);

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;

5) механизм ценообразования.

Институты рынка:

а) частная собственность;

б) свобода предпринимательства и выбора;

в) личный интерес как главный мотив поведения;

г) конкуренция;

д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;

е) ограниченная роль государства.

Виды рынков в зависимости от анализируемого признака.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

1) Рынок потребительских товаров и услуг:

- рынок продовольственных товаров;

- рынок непродовольственных товаров;

- рынок услуг.

2) Рынок факторов производства:

- рынок рабочей силы;

- рынок средств производства;

- рынок сырья.

3) Финансовый рынок:

- фондовый рынок (ценных бумаг);

- денежный рынок (депозитов, валюты);

4) Рынок недвижимости:

- рынок земли;

ЕСТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ПОСОВЕТУЙТЕСЬ С ВРАЧОМ.

- рынок недвижимости;

5) Информационный рынок:

- рынок духовно-интеллектуального продукта.

По пространственному признаку различают:

1) локальный или местный рынок;

2) региональный рынок;

3) межрегиональный рынок;

4) национальный рынок;

5) международный рынок;

6) мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Функции рынка:

Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами

Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей;

В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.

В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя

В-пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В-шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.

Инфраструктура рынка это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг: биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлторские конторы.

Преимущества рынка:

1) свобода действий производителей и потребителей;

2) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

3) способность оперативно удовлетворять возникающие потребности и стимулировать улучшение качества продукции;

4) эффективно распределять ограниченные ресурсы и использовать достижения научно-технического прогресса.

Недостатки рынка.

Во-первых, на рынке не учитываются экологические потребности людей.

Во-вторых, существуют социальные, общественные потребности населения страны в целом.

В-третьих, любая рыночная экономика не может функционировать без денег.

В четвертых, рынок порождает социальное неравенство.

Минимальные функции государства в условиях рынка заключаются в следующем:

- регулирование экологического баланса в обществе;

- снабжение населения общественными товарами и услугами (охраны границ и внутреннего общественного порядка и т.д.);

- распределение доходов между различными группами населения.

- обеспечение экономики нужным количеством денег, и контроль за изменением массы денег в обращении.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!