СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Духовный мир человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Духовный мир человека"»

Духовный мир человека

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала.

  2. Подвести учащихся к пониманию важности значения данной темы в жизни человека и общества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательная.

  • Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества;

  • узнать чем духовный человек отличается от бездуховного;

  • дать характеристику моральным ценностям;

  • выделить основные типы мировоззрения.

2. Развивающая.

Формировать умения и навыки:

  • высказывать мнение о собственном понимании по данной теме;

  • уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку;

  • использовать информацию, полученную в сети Интернет.

3. Воспитательная.

  • Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека;

  • способствовать выбору верных ориентиров в жизни;

  • убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

Ход урока

1.      Организационный момент (приветствие, отметка по отсутствующим)

2.      Новая тема:

Эпиграф к уроку: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П. Чехов)

.

План изучения нового материала:

  1. Духовный мир человека.

  2. Духовные ориентиры личности.

  3. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Обратимся к школьному словарю по обществознанию и познакомимся с определением «духовная жизнь». Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Рассмотрим, что относится к «духовной культуре».

Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику.

Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

ВОПРОС:  Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой? (обсуждение вопроса)

Действительно: духовная культура тесно связана с материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

ВОПРОС: Как вы думаете, от чего или от кого зависит духовный мир человека? (обсуждение вопроса)

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Рассмотрим на примере таблицы понятия «духовность» и «бездуховность»

 

ДУХОВНОСТЬ

БЕЗДУХОВНОСТЬ

Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Согласно современным философским взглядам, человек у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ЛИЧНОСТИ?

МОРАЛЬ – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

ЦЕННОСТИ – это, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

ИДЕАЛ – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

РАБОТА В ГРУППАХ С МАТЕРИАЛАМИ УЧЕБНИКА

Класс делится на группы, каждая группа получает задание.

  • Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества;

  • Определите, какие моральные установки личности сформулировал немецкий философ Иммануил Кант.

  • Перечислите виды ценностей.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ:

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры которые на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности.

Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ТАК УЖ ЛИ НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ САМОВОСПИТАНИЕ? ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? ВЕДЬ У ВАС ТАК МНОГО ВОСПИТАТЕЛЕЙ: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ… (обсуждение вопроса)

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ОБЫДЕННОЕ

РЕЛИГИОЗНОЕ

НАУЧНОЕ

Возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, опирается на жизненный опыт, поэтому его ещё называют житейским.

Его основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, Талмуд, священные книги буддистов и ряд других.

Опирается на достижения науки, включает в себя научную картину мира.

Подводим итог изучения 3-его вопроса плана урока.

ВОПРОС: В ЧЁМ СОСТОИТ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? (обсуждение вопроса)

ВЫВОДЫ:

  1. Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.

  2. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.

  3. Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

В учебном пособии представлен отрывок из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. Читаем документ, разбираем вопросы и задания к документу.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

  1. Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров.

  2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности человека.

  3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Выставление оценок за урок.

Задание на дом-

 Духовный мир личности

Духовный мир человека состоит из двух аспектов:

  • «Мир» — совокупность его знаний, чувств, стремлений, веры.

  • «Духовность» — высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Духовный мир человека — это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Ощущения, восприятия, эмоции, чувства, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации — все эти элементы формируют духовный мир и являются его важными элементами.

Высокодуховный человек ставит на уровне мотива и смысла своей жизни не личные потребности, а высшие человеческие ценности (истина, добро, красота и т.д.)

Духовные ориентиры человека

Ориентиры – направляющие деятельности человека. В духовные ориентиры включают:

Мораль — система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающая единство общественных и личных интересов.

Один из крупнейших исследователей-философов морали Иммануил Кант сформулировал моральный категорический императив: «Поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в тоже время можешь желать» (максима – высший принцип, правило). Т.е. это требование относиться к другим людям как к цели, а не как к средству ее достижения.

Идеалы — совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

Ценности — объект наивысшей значимости, важности для человека.

На основе совокупности этих духовных ориентиров строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности.

В обществознании среди ценностных духовных ориентиров выделяют два особенных ориентира: патриотизм и гражданственность.

Патриотизм – ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу.

Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и неудач Отечества и уважительное отношение к другим народам и культуре.

Гражданственность – совокупность социально-психологических и нравственных качеств личности, сочетающие в себе любовь к Родине и ответственность за нормальное развитие её социальных и политических институтов, осознание себя полноправным гражданином, обладающим совокупностью прав и обязанностей.

Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, в уважении прав других граждан, соблюдении законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Основой духовного мира человека является мировоззрение.

Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества в целом.

Структура мировоззрения:

  • знания;

  • духовные ценности;

  • принципы;

  • идеалы;

  • убеждения;

  • идеи.

Особенности мировоззрения:

  • оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.

  • мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения:

  • стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий);

  • осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Классификация типов мировоззрения может быть различной. В истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок:

  • теоцентрические (приоритет Бога);

  • природоцентрические (приоритет природы);

  • антропоцентрические (приоритет человека);

  • социоцентрические (приоритет общества);

  • наукоцентрические (приоритет знаний).

Но наиболее часто применяют следующую классификацию типов мировоззрения:

  • Обыденное (или житейское) — является порождением повседневной практической жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. Формируется стихийно.

  • Религиозное — связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.).

  • Научное— теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

  • Мифологическое — основано на мифах, сказаниях.

  • Философское — это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение. Высшее по отношению к мифологии и религии как историческим типам мировоззрения, предшествующим философии.

Роль мировоззрения в жизни человека:

  • Формирование ориентиров и целей для его практической и теоретической деятельности.

  • Формирование понимания достижения намеченных целей с помощью вооружения методами познания.

  • Получение возможности определения истинности своих жизненных и культурных ценностей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!