Областное государственное казенное общеобразовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Шуйский детский дом-школа»
Конспект урока
по русскому языку
«Деепричастие как часть речи»
Выполнила: учитель русского языка и литературы
Спиридонова Юлия Анатольевна
г.о. Шуя, 2024
Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учащихся.
I. Изучение темы «Деепричастие как часть речи».
Мы закончили с Вами большую и сложную тему – «Причастие». В начале разговора о причастии упоминалась сходная по звучанию часть речи, которую мы и начнем сегодня изучать – это деепричастие.
2 слайд. Часть «дее-» обозначает близость этой части речи к действию, т.е. к глаголу. Возьмем слово «дееспособный», в состав которого входит «дее-». Дееспособный значит способный к действию. Таким образом, деепричастие - это слово, обозначающее добавочное действие, которое выступает как признак основного действия, названного глаголом-сказуемым.
3 слайд. Рассмотрим пример.
Упав на ладошку, снежинка растаяла.
- Кто выполняет основное действие в предложении? (Снежинка.)
- Какое это действие? (Растаяла.)
- Что делает снежинка дополнительно? (Упав на ладошку).
Таким образом, вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.
Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов.
Слайд 4. Определим добавочное действие. (Слайд работает в интерактивном режиме. Клик по вопросительному знаку – появляется вопрос).
- Какие еще вопросы можно поставить к деепричастию?
- Для какого члена предложения характерны такие вопросы?
- Какая часть речи чаще всего отвечает на эти вопросы?
Слайд 6. Вывод: кроме глагольных признаков (лексическое значение, вид, возвратность), деепричастие имеет и наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.
Деепричастие образуется при помощи суффиксов –вши -, - в-, -а-, -я-, -учи-, -ючи-, ши-.
Изучение теоретического материала учебника на стр. 74.
II. Закрепление изученного.
Слайд 7. Выполнение упражнений в интерактивном режиме.
1. Определить признаки глагола и наречия у деепричастия.
2. Слайд 8. Распределить признаки деепричастия по таблице.
3. Слайды 9, 10. Упражнения на нахождение деепричастий в тексте. (Деепричастия после клика по ним увеличиваются в размере и меняют цвет. При кликах на словах, не являющихся деепричастиями, ничего не происходит).
III. Подведение итогов урока.
- С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?
- Дайте определение деепричастия.
- Назовите признаки глагола у деепричастия.
- Назовите признаки наречия у деепричастия.
- При помощи каких суффиксов образуется деепричастие?
- Какова синтаксическая роль деепричастия?
IV. Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал учебника.
2. Выбрать из текстов художественных произведений 5 предложений с деепричастиями и записать их.