СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Деепричастие как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Деепричастие как часть речи"»


Областное государственное казенное общеобразовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Шуйский детский дом-школа»






Конспект урока

по русскому языку

«Деепричастие как часть речи»



Выполнила: учитель русского языка и литературы

Спиридонова Юлия Анатольевна





г.о. Шуя, 2024


Цели: дать понятие о деепричастии как части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учащихся.

I. Изучение темы «Деепричастие как часть речи».

Мы закончили с Вами большую и сложную тему – «Причастие». В начале разговора о причастии упоминалась сходная по звучанию часть речи, которую мы и начнем сегодня изучать – это деепричастие.

2 слайд. Часть «дее-» обозначает близость этой части речи к действию, т.е. к глаголу. Возьмем слово «дееспособный», в состав которого входит «дее-». Дееспособный значит способный к действию. Таким образом, деепричастие - это слово, обозначающее добавочное действие, которое выступает как признак основного действия, названного глаголом-сказуемым.




3 слайд. Рассмотрим пример.

Упав на ладошку, снежинка растаяла.

- Кто выполняет основное действие в предложении? (Снежинка.)

- Какое это действие? (Растаяла.)

- Что делает снежинка дополнительно? (Упав на ладошку).

Таким образом, вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.

Глагольные признаки деепричастия налицо: деепричастия обозначают добавочное действие, образуются от глаголов.

Слайд 4. Определим добавочное действие. (Слайд работает в интерактивном режиме. Клик по вопросительному знаку – появляется вопрос).

- Какие еще вопросы можно поставить к деепричастию?

- Для какого члена предложения характерны такие вопросы?

- Какая часть речи чаще всего отвечает на эти вопросы?


Слайд 6. Вывод: кроме глагольных признаков (лексическое значение, вид, возвратность), деепричастие имеет и наречные признаки: оно не изменяется, в предложении служит обстоятельством.

Деепричастие образуется при помощи суффиксов –вши -, - в-, -а-, -я-, -учи-, -ючи-, ши-.



Изучение теоретического материала учебника на стр. 74.

II. Закрепление изученного.

Слайд 7. Выполнение упражнений в интерактивном режиме.

1. Определить признаки глагола и наречия у деепричастия.


2. Слайд 8. Распределить признаки деепричастия по таблице.

3. Слайды 9, 10. Упражнения на нахождение деепричастий в тексте. (Деепричастия после клика по ним увеличиваются в размере и меняют цвет. При кликах на словах, не являющихся деепричастиями, ничего не происходит).

III. Подведение итогов урока.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?

- Дайте определение деепричастия.

- Назовите признаки глагола у деепричастия.

- Назовите признаки наречия у деепричастия.

- При помощи каких суффиксов образуется деепричастие?

- Какова синтаксическая роль деепричастия?

IV. Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал учебника.

2. Выбрать из текстов художественных произведений 5 предложений с деепричастиями и записать их.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!