Урок русского языка.
Тема:
Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом.
Цели:
– развитие умения правильно писать глаголы с сочетаниями -ться и -тся, ь в глаголах 2-го л. ед. ч., а также буквы безударных гласных в личных окончаниях глаголов, обозначать орфограммы-буквы ь (или его отсутствие в формах 3-го л. ед. и мн. ч.) и графически объяснять выбор написаний.
Задачи:
1. Наблюдать над правописанием Ь в глаголах 2-го л., ед.ч., подвести к самостоятельному выводу о роли Ь в этих глаголах, упражняться в умении писать безударные окончания глаголов, работать над привитием интереса к русскому языку.
2. Развивать грамотную устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, навыки самоконтроля.
ХОД УРОКА.
Оргмомент:
- Запишите в рабочую тетрадь:
Дата…
Классная работа
Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа
- Ребята, народная мудрость гласит: «Мало уметь писать, надо уметь думать». Писать вы научились еще в 1 классе, а вот думать, размышлять над секретами родного языка должны всегда. Начинаем работать и думать с первой минуты урока.
Актуализация знаний.
Запишите вид работы:
Выборочный диктант
- Выпишите глаголы в столбик:
Он за всё берётся, да не всё удаётся. Будешь трудиться, будет и хлеб водиться. Мы будем подниматься на вершину, а он тем временем спустится с горы.
- Что общего в глаголах? (В возвратной форме).
- Что нужно сделать, чтобы определить нужно ли писать в словах ь? ( Задать вопрос).
- Проверьте себя. Допишите вопросы во второй столбик. Обозначьте орфограммы.
- В каких словах написали ь? ( В неопр. форме).
3. Орфографическая минутка. УСТНО.
- Отгадайте загадку:
Этот знак – хитрый знак.
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится. (Мягкий знак)
- Послушайте и скажите, что объединяет все эти слова? (Оканчиваются на шипящий звук ш).
Глушь, принесёшь, тишь, камыш, мастеришь, вытащишь.
- На какие 2 группы можно разделить слова? (На существительные и глаголы - по принадлежности к частям речи).
- Запишите в 2 столбика. Самопроверка по слайду 4.
- На что указывает Ь на конце существительных? (На род существительных).
- Какое имя существительное «лишнее»? Докажите.
- Что общего у этих глаголов? (Ь)
- Что можно определить? (Время, лицо, число).
- Определим время. (Настоящее и будущее).
- Определим лицо и число. (2-го лица ед. ч., к данным гл. можно подставить местоимение ты).
- На что указывает Ь? Подумайте, он служит для обозначения мягкости согласного звука? (Нет. [Ш]- всегда твёрдый. Ь указывает на форму 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени).
– Что знаете о правописании глаголов 2-го лица единственного числа? (Надо писать на конце слов ь.)
– Как называется орфограмма? (Буква ь после буквы шипящего в глаголах 2-го лица единственного числа.)
– Как она обозначается?
Повторите правило: Параграф 121, стр. 130.
Запишите вид работы:
Самостоятельная работа
Выполните упражнение 691 на стр. 131. Спишите стихотворение, расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните глаголы.
Домашнее задание:
1. Выучить правило. Уметь привести пример на эту орфограмму.
2. Замените фразеологизмы одним глаголом 2 лица, единственного числа. Обозначьте орфограмму по теме сегодняшнего урока.
Вставлять палки в колеса – мешаешь.
Обвести вокруг пальца – …
Выбиться из сил – …
Пропустить мимо ушей – …
Зарубить на носу – …