- формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур;
- развивать навыки устных вычислений, самостоятельность, логическое мышление, внимание;
- воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики, чувство товарищества и взаимовыручки;
№ | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. | Организационный этап Цели: - формирование готовности к выполнению учебной деятельности; -уточнение типа урока (2мин) | Создадим хорошее настроение. - Умные глазки смотрят на меня. Улыбнитесь мне, друг другу, мысленно скажите себе: «У меня сегодня всё получится!» – Откройте тетради и запишите дату, классная работа – Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач – Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное) - Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? – Помогать при исследовании нам будут научные книги: наши учебники. -На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока. . Если вы выполнили задание правильно поставьте, +, если были затруднения, ошибки – знак? В конце урока вы подсчитаете знаки и выставите себе оценку. | Готовятся к работе. Проговаривание девиза «У меня сегодня все получится». Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища | |
II. | Мотивации к учебной деятельности Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - формулирование темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися 5 мин | Устный счет 1) - Проверим таблицу умножения и деления. - Запишите только ответы. Фронтальная работа (математический диктант): Ответы записываем через клеточку. Начинаем работу. 1) Первый множитель 8, второй множитель 9, запишите произведение (72). 2) Произведение 5 и 8 равно… (40). 3) На сколько надо умножить 8, чтобы получилось 48? (6). 4) Делитель 42, делимое 6, запишите частное (7). 5) Чему равно произведение чисел 5 и 7? (35). 6)Первый множитель 10, второй множитель 2. Чему равно произведение? (20). 7) Первое слагаемое 56, второе слагаемое 37, запишите сумму (93). 8) Сколько раз по 4 содержится в числе 12? (3). Проверяют ответы, записанные на доске. Оценивают свою деятельность в листах самооценки. 72 | 40 | 6 | 7 | 35 | 20 | 93 | 3 | Е | Н | Л | А | Ь | И | С | П | Оцените свою работу в листе самооценки. - Проверьте свои ответы с эталоном на доске. Оцените свою деятельность. - Для каждого ответа есть своя буква. Посмотрите на таблицу, соберите слово по буквам. | Точность вычислительных навыков, полные высказывания, активность, внимательно слушать учителя и одноклассников. 7, 3, 72, 6, 35, 93, 20, 40. Собирают слово. (Апельсин). | Слайд 1 Слайд 2 |
III. | Постановка учебной задачи. Цель: учить определять тему урока по заданному заданию, ставить цели по достижению понимания и осознания темы урока, формирование УУД. 5мин | Определение темы, цели. Создает проблемную ситуацию: - Ребята, а причём тут апельсин, когда у нас урок математики? - Это слово поможет нам определить тему урока. Предлагаю посмотреть известный мультфильм «Апельсин». Анализ мультфильма: - Почему рассердился волк? - В чем его ошибка? - Какие правила дружбы должны выполняться и мы их с вами определяли? - Как в песенке, животные называют равные части? – Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? – Сколько долек поучил каждый? - Как вы думаете, животные поровну разделили апельсин? - Как по – другому, можно назвать эти равные части? - Сформулируйте тему урока. - Какие учебные цели мы поставим перед собой? Помогает ставить цели и задачи. Что вы хотите конкретно узнать на уроке по этой теме? 1. Что такое доли? 2. Как образуются доли? 3. Как называются доли? 4. Как записываются доли? 5. Как сравнить доли? 6. Где в жизни встречаемся с долями? - Что у нас получилось? - Как будем достигать реализацию плана? - Попробуйте спрогнозировать ваш результат учебной деятельности? - На, что надо вам обратить внимание, чтобы все у вас получилось? Я также вам этого желаю. | Высказывают предположения. Он не умеет дружить. Высказывания учащихся. Дольки. Пять долек. Одну дольку апельсина. Животные поровну разделили апельсин. Доли. Определяют тему урока. Ставят учебные цели, выявляют место и причины затруднений, которые могут возникнуть на уроке, прогнозируют свой индивидуальный результат. Будем учиться… План работы на урок. Прогнозируют свою деятельность. Быть внимательными, думать, четко и правильно строить выводы. | Просмотр мультфильма. Слайд 3 Слайд 4 |
IV. | Построение проекта выхода из затруднения. 9мин. | Фронтальная работа. -Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин. - Сколько частей досталось каждому животному? - Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? - Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина. - Сделайте вывод, что такое доля. - Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. Учитель показывает целое яблоко. - Смогу ли я одним яблоком угостить двух людей? - Как мне это сделать, ведь яблоко одно? - Как я разрезала? - Как в математике называются равные части? - Какой пункт плана мы выполнили? - Как можно назвать одну часть? - В математике эту долю называют 1/2(одна вторая). -Записывают эту 1/2 долю так: 1/2 - А если я разделю это яблоко на 4 равные части (учитель показывает). - Как называются равные части? - Одну такую долю яблока называют 1/4. - Записывают ее так: 1/4. - Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. -Сравним ½ долю и ¼ доли. При записи доли нижнее число показывает – на сколько частей разделили, а верхнее число – сколько частей взяли. -Какая доля больше ½ или ¼? - Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки. Работают с оценочными листами. Животным досталось по одной части. Эти части равные. Вывод: Доля – это одна или несколько равных частей целого. Узнали, что такое доли. - Да. - Разрезать - Пополам, на две равные части. - Доли. - Узнали, как образуются доли. - Половина. - Доли. - Узнали, как записываются доли. 1/2 Доля - это равная часть. Чем больше частей, тем меньше каждая доля. | Слайд – ½ 4 Слайд – ¼ 5 Слайд – ½ ≥ ¼ 6 |
| Физминутка(2 мин) Цель: -снять физическое и эмоциональное напряжение | | Выполняют движения. | |
V. VI. | Первичное усвоение новых знаний 5мин Первичная проверка понимания 8 мин | Индивидуальная работа. - Докажите, как образуются доли? Как получили? - Возьмите круг розового цвета и разделите его перегибанием на две части. - Заштрихуйте одну часть цветным карандашом. - Как можно назвать эту долю? - А как записать ? Что эта запись означает? - Возьмите второй круг и разделите его на 4 равные части перегибанием. - Как называют равные части? - Заштрихуйте одну долю. -Какую долю круга вы заштриховали? - Как записать? - Что означает эта запись? -Какая доля круга больше 1/2 или 1/4? - Так, что же такое доля? Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. Работа с книгой Коллективная практическая работа. - Работа по учебнику стр. 92 № 2. Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Какого цвета доля? - Какого цвета доля? - Какого цвета доля - Какого цвета доля? -Какая доля меньше или ? - Чем больше частей, тем доля меньше. - Какая доля больше: или ? - Какая доля самая маленькая? () –Запишите в тетради доли прямоугольника, начиная с наименьшей, т. е. с самой маленькой. Оцените свою деятельность за это задание. Молодцы. Работа в парах. Карточки: изображено 4круга, каждый разделен на доли: на 3, 8, 2, 4, 6. Надо подписать закрашенную долю круга: ,, , , . Сравнить доли. Проверка по эталону. - Оцените свою работу в паре в листе самооценки. Работа в группах. Карточки: изображено 5 прямоугольников, каждый разделен на доли: на 3, 6, 12, 8, 2. Надо подписать закрашенную долю, записать доли в порядке возрастания. Проверка по эталону. - Оцените свою работу в листе самооценки. Вспомните критерии работы в группе. Молодцы. Сделали открытие. | 1/2 - Запись дроби. -Целый круг разделили на 2 равные части и одну из них заштриховали. - Доли - Четвертую. - 1/4 - Целый круг разделил на 4 равные части и одну из них заштриховали 1/2 -Часть целого. - Розового. - Синего. - Зеленого. - Желтого. Запись в тетради: ) Запись в тетради: ) 1/8 Обозначают и сравнивают доли. Называют и записывают доли. | Слайд 7 Слайд 8 |
VII. | Первичный контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: - применение предметных знаний, умений, навыков в условиях самостоятельного решения учебных задач; -организация выполнения самопроверки, самооценки 3мин | Организует самостоятельную деятельность учащихся по исследованию проблемы. Выявляет уровень знаний. - При выполнении самостоятельной работы вы покажите, как каждый из вас понял тему урока. Я надеюсь, что все выполнят на положительную оценку. Рабочая тетрадь № 178 (1) стр.66 Проверка. - Оцените свою работу в листе самооценки. Решение задачи. | | Слайд 9 |
VIII. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: познакомить с домашним заданием, дать инструктаж по его выполнению 2мин | - А теперь познакомимся с домашним заданием. Я приготовила для вас карточки с заданиями разной сложности. - Зеленая – самое легкое задание: определить и записать доли (с.93№8); жёлтая – задание посложнее: указать доли, решить примеры (с.93 № 7, 8); белая – указать доли, подобрать числа так, чтобы получились верные равенства ( с.93№8,с.77 № 13) | | Слайд 10 |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности 4 мин | 1. Повторение сведений о долях. - Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке? - Что мы должны были узнать? (Что такое доля) – Что такое доля? (Часть целого) - Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть и записывать доли.) - Достигли мы поставленных целей? - Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое) - Что показывает число над чертой? (Взята одна доля) 2.Самооценка учениками своей учебной деятельности по лесенке «Самооценки». 3.Рефлексия на листах. – Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать? | | |