Урок математики. 1 класс.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского р-на Саратовской области». 10. 05. 2018год.
Тема: Вычитание вида 16 - □.
Цели: совершенствовать умение вычитать число по частям;
закреплять знание состава числа, названий компонентов при сложении и вычитании;
формировать умение решать задачи в два действия;
способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы;
содействовать воспитанию культуры поведения.
Оборудование: Учебник Математика 1кл. , часть 2. Моро М. И. ,М. А. Бантова, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Слайд 1.
-Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
II. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы будем путешествовать с героиней одной сказки. Послушайте загадку и скажите, как её зовут.
Бабушка внучку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое..
А ну, подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка.)
Слайд 2.
-Вместе с Красной Шапочкой мы пойдем к бабушке. Нужно быть дружными, находчивыми, так как в пути вам встретится много преград.
Слайд 3.
1. Игра «День и ночь».
- Первой мы встретили сову. Она предлагает вам вычислить значение выражения. Когда я говорю слово день, вы запоминаете два первых числа и знак арифметического действия, записанный между ними. На слове ночь вы закрываете глаза и вычисляете. Я снова произношу слово день, вы открываете глаза. Вспоминаете ваш ответ, запоминаете следующий знак арифметического действия и третье число. На слове ночь вы вновь закрываете глаза и выполняете вычисления и т.д.
( 8+2-3+4-5+10)
-Что можете сказать о числе 16?
Слайд 4.
Оно следует за числом 15, предшествует числу 17; оно меньше 17 на 1 и больше 15 на 1; двузначное; в нем 1 десяток и 6 единиц.
-Как можно представить число 16 суммой двух слагаемых?
16 это 9 и 7; 16 это 8 и 8 и т.д.
2. Минутка чистописания.(откроем тетрадки, запишем число, классная работа)
-Пропишите число 16 в тетради, но сначала разомнем пальчики.
Ученики соединяют поочередно сначала мизинцы, затем безымянные пальцы и т.д., затем хлопают в ладоши. Вслед за этим они поочередно массируют пальцы от основания к ногтю по внешней стороне.
3. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.
Слайд 5.
-Мы вышли на солнечную полянку. Какие числа пропущены?
-Как найти неизвестное слагаемое?
-Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
-Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
III. физкультминутка. ( Бабочка)
(музыка)
IV. Работа над новой темой.
Слайд 6.
-Мы отдохнули и можем двигаться дальше, но кто-то зовет нас на помощь. Посмотрите, божья коровка попала в паутину. Нужно ей помочь.
Божья коровка освободится, если мы справимся с заданием.
16 – 7
16 – 8
16 – 9
-Как выполним вычисления?
(Ответы учащихся)
Слайд 7.
-Посмотрите, кто нас встречает? Это ёжик. Он предлагает решить задачу про грибы. Если вы решите задачу правильно, то ёжик отдаст все грибы. Это гостинцы для бабушки.
-Молодцы, ребята! Ёжик остался доволен вашей активностью.
V. Физкультминутка для глаз.
Использовать тренажер: Шары/ Бабочки
VI. Закрепление изученного материала.
Слайд 8.
-Мы все ближе подходим к дому бабушки, но нам навстречу выбежал злой, коварный волк. Он хочет нас обхитрить. Но мы смелее его и сильнее. Мы справимся с его заданиями.
Решить задачу (самостоятельно).
Красная Шапочка несла бабушке 6 пирожков с капустой, а с вареньем на 2 пирожка больше. Сколько пирожков с вареньем было у Красной Шапочки? Сколько всего пирожков было у Красной Шапочки?
2. -Вот и подошли к дому бабушки. Чтобы войти в дом надо подняться по лесенке.
Два ученика выходят к доске и выполняют вычисления, «поднимаясь» с разных сторон лестницы.
16 – 8 16 -7
16 – 9 16 -8
16 – 7 16 – 9
Остальные работают в парах (самопроверка-карточки с ответами картинка и буква-пазл на обратной стороне. В результате складываем слово МО-ЛО-ДЦ-Ы!)
1 пара: 2 пара: 3 пара: и т.д.
15-4= ; 14-6= 13-4=; 12-6= 11-7=; 11-8=
18-7=; 16-8 16-7=; 10-4= 12-8=; 12-9=
19-8=; 15-7= 11-2=;15-9= 10-6=; 10-7=
( ответы с обратной стороны:
11 и 8) 9 и 6; 4 и 3;
Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями. Вот и бабушка нас встречает.
Слайд 9.
VII. Итог урока.
Слайд 10.
-Мы помогли Красной Шапочке добраться до бабушки.
-Какое у вас сейчас настроение? Покажите. (Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки).
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Что удалось/ не удалось?
-Что вам понравилось на уроке?
-Довольны своей работой?
Рефлексия: Наряжаем наше «Дерево настроения» ( спелые яблоки- все получилось и я доволен, зеленое яблоко- не всё было удачным, ноя буду стараться)
_ Всем спасибо за урок! Вы молодцы!
6