СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "Он живой и светится"»

Конструкт урока литературного чтения

на тему В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…»

Цель: Познакомить учащихся с рассказом В.Ю.Драгунского «Он живой и светится учить выделять идею произведения, закреплять умения отвечать на вопросы по тексту, осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми;

Планируемые результаты:

Предметные:

1. познакомиться и проанализировать рассказ «Он живой и светится»; научиться читать вслух осознанно, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному;

2. научиться понимать содержание прочитанного рассказа.

Метапредметные:

1. Развивать речь, память, мышление, умение анализировать поступки героев

2. проводить осмысление прочитанного рассказа;

3. научиться строить диалог по прочитанному рассказу.

Личностные:

1. применять правила поведения на уроке;

2. осуществление эмоционального отклика на рассказ;

3. воспитывать чувство товарищества, прививать любовь к живой природе

Оборудование: учебник, Литературное чтение, 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, учебная презентация, дидактический материал








Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин)

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. И я на вашем уроке тоже гость. Зовут меня Екатерина Анатольевна. И сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. Наш сегодняшний урок будет не совсем обычный. Давайте с вами представим, что мы журналисты и находимся на пресс-конференции.

И главным правилом нашей конференции будет – представляться перед тем, как ответить на какой-либо вопрос. Ведь именно так делают настоящие журналисты.
Сейчас, пожалуйста, поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем мысленно себе удачи и тихо сядем за парты.


Актуализация знаний (2 мин)

Посмотрите внимательно на доску.

Перед вами портреты известных детских писателей. Как их зовут?


Агния Львовна Барто,

Корней Иванович Чуковский,

Михаил Михайлович Пришвин,

Борис Степанович Житков

На какие два группы можно разделить этих писателей?

Те, кто пишет о природе и те, кто пишет о детях.

Вспомните название раздела, над которым мы сейчас работаем

«Люби живое»

О чем повествуют произведения, включенные в этот раздел?

О животных,

о дружеских взаимоотношениях людей и животных,

-о бережном отношении к живой природе.


Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Люби живое» и познакомимся с произведением хорошо известного вам писателя, который писал о дружеских взаимоотношениях людей и животных.


Постановка цели и задач урока

(3 мин)

А как его зовут мы с вами сможем узнать, решив кроссворд. На ваших партах лежат карточки с кроссвордом. Ваша задача на этих карточках вместе с соседом по парте зачеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв вы сможете составить фамилию писателя с произведением, которого мы будем знакомиться.


Сегодня мы будем знакомиться с творчеством писателя фамилия, которого Драгунский

Какие произведения Виктора Юзефовича Драгунского вам знакомы?

Денискины рассказы, Тайное становится явным,

Ребята, а вы знаете, что существует такое насекомое, которое может помочь в трудную минуту?

Да/нет

Сегодня мы познакомимся с рассказом Виктора Драгунского «Он живой и светится» из сборника «Денискины рассказы», в котором повествуется о таком насекомом.


Мотивационный этап (3 мин)

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве на кустах крохотный фонарик, который горит ярким светом? Он может гореть долго, ровно, ярко…



Кто же зажигает этот таинственный фонарик?

Светлячок

Светлячки украшают ночные леса. То там, то тут между ветвей мелькают зеленые огоньки, похожие на крошечные фонарики. И светлячки обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный.



Почему не похож он на солнечный? Да дело в том, что свет светлячка холодный.

Солнце светит и греет. А светлячок только светит.

Светлячок светит, но не греет, он может давать только душевное тепло.



Ребята, как вы понимаете выражение «душевное тепло»?

Теплые отношения, доброта, добрые встречи.

Сейчас мы поработаем в группах. На ваших партах лежат карточки. Ваша задача выбрать и прикрепить на доску только те слова, которые характеризуют понятие «душевное тепло»

Мы выбрали несколько слов, характеризующие понятие душевное тепло, а их гораздо больше.



Работа в группах.

1-группа:забота, жадность, зависть, грубость.

2-группа:ласка, жадность, зависть, грубость.

3-группа:сердечность, жадность, зависть, грубость.

4-группа:добро, жадность, зависть, грубость.

Выбирают слова и записывают в таблице.


Актуализация знаний и целеполагание

(1 мин)

Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. На экране у меня записаны предложения, но в них не хватает слов. Вставив подходящие по смыслу слова и словосочетания у нас получится цель сегодняшнего урока.

  • __________ рассказ В.Ю. Драгунского «Он живой и светится» и _______как смог светлячок подарить душевное тепло Дениске.

Прочитать рассказ

Узнать


Открытие нового знания (13 мин)

Прежде чем мы начнем читать рассказ давайте познакомимся с биографией писателя.

Мои юные журналисты, а знакомы ли вы с такой социальной сетью, как вконтакте.

Вконтакте каждый пользователь имеет свою страничку с основной информацией. Давайте с вами сегодня вместе заведем страничку Виктора Драгунского.
На доске у меня висит пустая страничка, информацию на которой мы должны заполнить. На ваших партах лежит рассказ про писателя. Мы будем его вместе читать и «вписывать» основную информацию на страницу.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, приехавшие из России в поисках лучшей жизни.

Однако уже через год его семья вернулась обратно в ГОмель, где и прошло детство Драгунского. На жизнь писатель зарабатывал самостоятельно.

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» учиться актерскому ремеслу. Он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь.

Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Молодцы вы отлично справились с этим заданием!

А сейчас давайте послушаем рассказ «Он живой и светится».

Во время прослушивания подумайте пожалуйста над вопросом: «Почему Дениска так поступил?»


Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.

(3мин)


В тексте вам встретились слова значение, которых могут быть вам не понятны.

Давайте попробуем вместе определить их лексическое значение. Перед вами лежат карточки. В правой колонке дано слово, а в левой колонке его значение. Соедините, пожалуйста, стрелочками слово с его значением. А затем мы вместе проверим правильно ли вы сделали.

Брынза

Моментально

Гватемала

Барбадос

Институт

Бублик


Физминутка

(1 мин)

Молодцы. Настоящие журналисты.

Давайте теперь немного отдохнем.

«Мы охотимся на льва…»

Закрепление и систематизация знаний

(8 мин)

Странно поступил Дениска.

Как он мог поменять дорогой самосвал на светлячка?

А вы поменяли бы дорогой самосвал на светлячка.

Мнения у вас разные. Давайте теперь поработаем вместе с рассказом




Да/нет

Я вам буду показывать иллюстрации к рассказу, а вы должны найти в тексте и прочитать соответствующий отрывок.

I отрывок.

1. Чтение отрывка. (Чтение про себя.)

2. Ребята, как вы думаете, какие чувства наполняли Дениску в это время?

Его чувства изобразим на человечках и настроение запишем.


Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.

II отрывок.

Давайте прислушаемся к разговору двух мальчиков и определим поменялось ли настроение.


-Какое настроение стало у Дениски, когда пришел Мишка?

- Почему настроение не изменилось при встрече с другом?

Даже друг не смог изменить настроение Дениса.
III отрывок.

Изменилось ли настроение Дениски?

- Что испытывал Дениска, когда остался со своим светлячком?

-Давайте прочитаем, передав эти чувства.





IY отрывок

-Каким мы теперь видим Дениску?

-Какими словами автор передает отношение Дениски к насекомому?

- Прочитайте из текста. Как он их произносит? С каким чувством?



- Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно.

Учитель выставляет слова:

Грусть, обида




Учитель выставляет слова:
злость, безразличие.








Слова: удивление, восторг, восхищение.



Спокойствие, нежность, радость, счастье.

Рефлексия

(3 мин)

Какие вы узнали слова из рассказа, которые характеризуют душевное тепло.

Заполнение таблицы.


Радость, восторг, восхищение, счастье.

Изменилось ли настроение Дениски?


Доказывает ли это что светлячок может дарить душевное тепло?


А как вы думаете, совместимы ли такие понятия как: светлячок, маленькое насекомое и душевное тепло?


Как назывался рассказ, с которым мы работали на уроке?

Он живой и светится

Кто автор рассказа?

В.Ю. Драгунский

Какая основная мысль этого рассказа?

Любое живое существо дороже даже самой дорогой игрушки.

Домашнее задание

(1 мин)

Дома вам нужно будет составить словесный портрет главных героев.
для этого нужно заполнить таблицу. Колонки таблицы – имена главных героев. А в саму таблицу нужно выписать основные черты характера героев, которые находятся под таблицей.

Вам понятно задание?

настырный,

добрый,

неравнодушный к игрушкам,

любящий природу, Мишка

любил собирать марки,

чувствительный,

невежливый,

верный,

нежный, Дениска

бескорыстный,

надежный,

умеет ценить красоту.

любил машины.


Итог урока

(1 мин)

Давайте подведем итог нашего урока. Все вы знаете, что такое «Лайк»? это положительная реакция на что-либо, а дизлайк – отрицательная реакция.
поставьте, пожалуйста, лайк, если вам было интересно на уроке и вы узнали для себя что-то новое. И поставьте дизлайк, если вы не узнали для себя ничего нового или вам было не интересно.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!