Тема урока: В. Драгунский «Он живой и светится».
Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя.
Оборудование: портрет писателя, карточки – шифровки, презентация, карточки с биографией писателя, карточки с дополнительной информацией о жуках, литературный ряд к уроку.
Ход урока 1
I Оргмомент
II Актуализация знаний
III Самоопределение к деятельности
1. Введение в тему
а) шифровка (карточка, работа в парах)
SWВИIRКFТОFРZ QSДNРАLГУZНXСNКИRЙWQ
___________________________________________________
« нО воЖий и сяСтитве»
___________________________________________________
- Проверьте по образцу и оцените свою работу в паре. (Слайд 3)
б) прогнозирование (Слайд 4,5)
- Как вы думаете по названию произведения, о ком пойдет речь?
- Отгадав загадку, узнаете, о ком идет речь?
- А что вы знаете о светлячках? Что бы вам хотелось узнать?
в) чтение карточки (по вариантам)
- Прочитайте текст на карточках. Поделитесь информацией.
Светляк – это жук. В его тельце есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки — через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся. Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте, а другие светлячки мигают. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Жуки с крыльями — это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
г) просмотр фрагмента
- Такое шоу засняли на берегу реки в Малайзии.
IV Постановка темы и целей урока
- Определите тему урока. Сформулируйте задачи урока.
V Работа по теме урока
-А что вы помните об этом писателе? Какие произведения уже читали?
1 . Первичное восприятие рассказа (запись)
- Сейчас вы прослушаете произведение В. Драгунского. Ваша задача:
Внимательно следить по тексту и подчеркивать слова, лексическое значение которых вы не знаете.
Определить жанр произведения.
2. Беседа после чтения
- Назовите жанр данного произведения. Докажите.
— Назовите главного героя рассказа. (Денис.) Сколько ему лет? (Дошкольник – 5–6 лет.)
— В какое время суток происходили события? (Вечер.)
— Назовите друга Дениски. (Мишка.) Кто из них вам больше понравился? Почему?
— Какие чувства вы испытывали, когда читали этот рассказ? Почему?
3. Словарная работа (слайд 6)
4. Деление текста на смысловые части
— Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. ("и не заставлял ее сидеть на песке и скучать" – конец 1 абзаца на стр. 103)
— Озаглавьте эту часть? («Ожидание мамы»)
— Где бы вы закончили 2 часть? ("тогда увидишь!" – стр. 104, 12-я строка сверху)
— Как озаглавим эту часть? («Новая игрушка»)
— 3 часть? ("И я забыл про всех на белом свете" – стр. 105, 1-ый абзац).
— Как назовем эту часть? («Живая звездочка»)
— 4 часть? (до конца)
— И как мы назовем эту часть? («Лучше любого самосвала на свете»)
VII Рефлексия
-Закончите предложения.
Я узнал….
Я запомнил ….
Я удивился ….
VI Итог урока (Слайд 7)
— Почему рассказ так называется?
— Как бы вы назвали рассказ?
Дом. зад.: читать с. 102 - 106, подготовить сообщение о писателе.
Ход урока 2
I Оргмомент
II Актуализация знаний
а) проверка домашнего задания
б) чтение с пометками (карточка с биографией В. Драгунского)
- Читая карточку, делайте пометки карандашом на полях:
«+» - то, что вы читаете, уже знали;
« ! » - то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» - то, что вы считаете, является для вас непонятным.
Виктор Драгунский родился в Нью-Йорке, в еврейской семье эмигрантов с Украины. Не прижившись в Америке, в июле 1914 года семья вернулась в Гомель. Виктор рано начал работать. Одновременно Драгунский занимался литературной работой: писал фельетоны и юморески, придумывал сценки, эстрадные монологи, цирковые клоунады. Сблизился с цирковыми артистами и даже какое-то время работал в цирке. Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», который просуществовал десять лет.
Драгунский пишет весёлые рассказы про мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова под общим названием «Денискины рассказы».
По мотивам этих рассказов выходят фильмы «Весёлые истории», «Девочка на шаре», «Денискины рассказы», «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблёва», короткометражки «Где это видано, где это слыхано», «Подзорная труба», сюжеты «Ералаша». Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность.
Писатель умер в Москве, когда ему было 59 лет. Могила Драгунского находится на Ваганьковском кладбище Москвы.
- Какие пометки вы сделали? Что вас заинтересовало?
III Самоопределение к деятельности
IV Работа по теме
Чтение в лицах (работа в паре)
а) диалог мальчиков (Слайд 2)
- Какой момент изобразил художник на иллюстрации? Как еще можно прочитать этот отрывок?
- Прочитайте разговор мальчиков про себя, распределив роли.
Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями? Почему?
- Приготовьте чтение этого диалога в парах, попробуйте передать чувства мальчиков.
б) проверка
в) реакция мамы (Слайд 2)
- Какой отрывок можно прочитать таким же образом?
— Почему мама назвала светлячка “червячком”? (Она поняла, что Дениску обманули.)
— Поняла ли мама, почему Дениска променял хорошую игрушку на этого червячка? (Поняла, для нее эта звездочка тоже была волшебством)
— Что главное в каждой семье?
Выборочное чтение (Слайд 3,4)
V Рефлексия
— Можно ли эту историю назвать сказкой?
— А светлячок - существо настоящее или придуманное автором? (Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).
— Люди смотрят на одно и то же, а видят разное. Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.
— Как вы думаете кем, когда вырастет, станет Дениска?
– С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честными, внимательными к окружающей природе и к родным людям.)
VI Итог
Домашнее задание (по выбору):
Подготовить пересказ текста от имени Мишки.
Нарисовать рисунок к рассказу, приготовить безошибочное чтение понравившегося отрывка.
Творческое задание (по желанию): составить синквейн «Светлячок», «Дениска», «Мама».