Ход урока
Класс: 1
Предмет: Грамота
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема урока: Звуки [б], [б‘]. Буква Б б.
Цель: сформировать представление обучающихся о согласных звуках [б], [б‘] и новой букве Б б.
Задачи
Образовательные:
Знать:
- согласные звуки [б], [б‘] и букву Б б.
Уметь:
- характеризовать звуки [б], [б‘];
- обозначать звуки [б], [б‘];
- находить слова со звуками [б], [б‘], анализировать их;
- читать слоги с буквой Б.
Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать речь, внимание, память, коммуникативные умения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- формировать интерес к чтению.
Оборудование: интерактивная доска (презентация), раздаточный материал, картинки на доске, Азбука 1 кл., ч.1 В.Г. Горецкий.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята! (Приветствуют учителя). Очень рада всех вас видеть! Повернитесь друг к другу и подарите свои улыбки вашему соседу по парте. Я надеюсь, что сегодняшний урок окажется для вас познавательным и очень интересным!
Я предлагаю вам сегодня представить себя гостями волшебной страны, в которой живут самые разные буквы, каждая - в своем домике. И мы хотим продолжить свое путешествие по стране букв, заглянув в домик к следующей. Давайте начнем наше небольшое путешествие? (Соглашаются)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Для начала, давайте вспомним, а у какой буквы в гостях мы побывали на прошлом уроке? Полным ответом, пожалуйста. (На прошлом уроке мы побывали в гостях у буквы З)
Верно, это буква З. Посмотрите на доску. Буква З вышла из своего домика, чтобы попрощаться с нами. Ей очень не хочется, чтобы мы уходили, ведь ей будет тяжело жить в своем домике одной. Поэтому она попросила нас помочь разобраться в своих словах.
Перед вами 2 корзинки. Буква З сказала, что в правую надо поместить слова с твердым звуком [з], а в левую - с мягким. Готовы помочь букве З? (Соглашаются)
Первое слово – заяц. В какую корзинку мы его поместим? (Т.д.: зерно, заря, зима, забор, зебра). (Распределяют слова по корзинкам)
Молодцы! Вы все сделали верно! Заметили ли вы, где находится буква З в этих словах? (В начале). Что мы сейчас повторили? (Твердость и мягкость согласного звука [з])
Правильно. Буква З вам очень благодарна! И чтобы наше путешествие дальше было удачным, и мы узнали, к кому дальше идем в гости, она хочет тоже помочь. Послушайте, какую загадку она загадала:
Баран, баран, зачем баран,
Ты сильно стукнул в барабан?
Играл бы лучше на трубе,
Учил бы с нами букву… (Б)
Молодцы! Это буква Б.
Что вы можете про нее рассказать? (Рассказывают, что знают про эту букву) Хорошо. А как вы думаете, вы всё знаете про эту букву? (Да, нет)
3. Выявление места и причины затруднения.
Я слышу, что ваше мнение разделилось. Как думаете, почему? (Потому что мы еще не изучали букву Б).
Именно. Поэтому давайте попрощаемся с буквой З и пойдем дальше – к домику буквы Б.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, вы уже поняли, о чем мы будем говорить на уроке? (О букве Б)
Хорошо. А какую цель мы можем поставить? (Узнать, научиться…)
Вспомните, что еще нужно для начала работы над буквой? (Составить план)
Давайте проговорим его. (Составляют план работы с помощью учителя: познакомиться со звуками [б], [б‘] и характеризовать их, обозначать букву, находить слова со звуками [б], [б‘], читать слоги)
5. Реализация построенного плана.
Посмотрите снова на доску. Перед домиком буквы Б нас встретил один герой сказки. Вы узнали его? (Буратино)
Совершенно верно. Он охраняет эту букву, и она передала ему, что покажется вам только после того, как вы выполните задания. Вы согласны? (Соглашаются)
Давайте для начала определим, какой же звук [б]: гласный или согласный. Произнесите вместе со мной звук [б]. (Произносят несколько раз) Что вы замечаете? (Губы сжимаются и выталкивают воздух. Возникает препятствие.)
Значит, какой это звук – гласный или согласный? (Согласный)
А мы можем произнести его шепотом? Давайте попробуем еще раз. (Снова произносят звук [б] несколько раз) Можем? (Нет) Значит, какой звук? (Глухой)
Совершенно верно! Молодцы!
Буратино передает вам от буквы Б следующее задание: посмотрите на картинки на доске и назовите, что на них изображено. Сначала правый столбик. (Белка, бегемот, береза). Теперь левый. (Барабан, бобр, барсук)
Как вы думаете, по какому признаку Буратино разделил эти слова по указанию буквы Б? (Мягкий и твердый звук Б)
Верно. То есть, какие звуки живут в букве Б? (В букве Б живут звуки [б] и [б‘])
Молодцы! Буратино тоже вас хвалит, и сообщает, что буква Б готова вам показаться! Посмотрите внимательно, как она выглядит (Смотрят на слайд на доске) Однако чтобы запомнить, как выглядит эта буква, посмотреть на нее мало, не так ли?
Поэтому сейчас я попрошу вас вылепить из пластилина букву Б. Возьмите дощечки и пластилин, которые лежат у вас на столах. Раскатайте его в трубочку, как вы это делаете на уроке технологии. (Вместе с учителем раскатывают пластилин и делают букву Б).
Откладывайте дощечки с буквой аккуратно в сторону. Подравняйте свои спинки.
Буква Б со своим охранником Буратино просит вас открыть страницу 101 вашего учебника. Кого вы тут видите? (Перечисляют животных)
Давайте из этих животных выберем только то, в названии которого есть звук [б] или[б‘]. Какое же это слово? (Обезьяна)
Сколько слогов в нем? (Хлопают, считая слоги. Четыре)
Отлично! Буратино и буква Б предлагают вам сделать звуковой анализ слова обезьяна и Буратино, и сравнить получившиеся схемы. Кто хочет выйти к доске и выполнить это задание? Остальные делают в тетрадях. (Выполняют задание, проговаривают звуки, характеризуют их, проверяют)
Молодцы! Посмотрите на ленту букв над классной доской. Я на ней открыла нашу новую букву Б. Вы уже знаете, как работать с данной лентой. Посмотрите на букву Б и определите, парная ли она или не парная? (Парная, звук п, произносят).
Верно. Откройте, пожалуйста, страницу 98 вашего учебника. На ней вы видите таблицу со слогами, в которых есть парные звуки [б] и [п]. Давайте прочитаем сначала первую строчку (Читают вместе с учителем первую строчку). Теперь вторую (Читают вместе с учителем вторую строчку). Вы отлично справились, молодцы!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Переверните страницу учебника. Вверху вы видите текст про бобров. Прочитайте только те слова, в которых есть буква Б. (Читают слова с буквой Б). Охарактеризуйте пожалуйста звук, который вы услышали в этих словах. (Характеризуют звук) Молодцы!
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Сейчас я вместе с Буратино и буквой Б предлагаю вам поработать самостоятельно. У каждого из вас на парте лежит лист с картинкой. Найдите на ней предметы, в которых есть буква б, и раскрасьте: если звук [б] твердый, то раскрашивайте синим, если он мягкий – [б’] – то раскрашивайте зеленым. После этого мы проверим, что у вас получилось. Выполняйте. Сядьте ровно, ноги поставьте под парты. (Выполняют задание)
Посмотрите на доску. Сравните ту картинку, на которую вам показывает Буратино, и ту картинку, что раскрасили вы. Так ли у вас? У кого нет ошибок, хлопните в ладоши. Кто не нашел все слова с буквой Б или ошибся с цветом – топните. (Проговаривают ошибки, исправляют их, если они есть). Молодцы! Вы очень хорошо справились с данным заданием!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Итак, как вы знаете, за прошедшие уроки вы изучили уже большое количество букв, и сегодня познакомились с новой. И мы еще обязательно продолжим наше путешествие по волшебной стране букв русского языка. А сейчас подходит время прощаться с буквой Б и ее верным Буратино, которые хотят дать вам последнее задание. Они просят вас составить небольшой рассказ о хозяйке дома, который вы посетили сегодня. Вы можете наполнить его всем тем, что покажется вам уместным. Подумайте, что могли бы сказать. Кто хочет ответить? (Слушают 1-2 небольших рассказа о букве Б).
Очень хорошо получилось!
9. Рефлексия деятельности.
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы ее? (Повторяют тему и цель урока).
Отлично!
Сейчас я предлагаю каждому оценить свою деятельность на уроке. Посмотрите на слайд. Вы видите, перед собой предложения, которые не закончены. Подумайте, как их можно продолжить?
Например, сегодня я узнала, что в букве Б живет два звука [б] и [б‘]. Кто попробует дополнить первое предложение: сегодня я узнал…? (Дополняют предложение)
Отлично! Следующее начало предложение звучит так: сегодня на уроке мне было интересно…? (Дополняют предложение)
Очень хорошо. И последнее предложение: сегодня у меня получилось (не получилось) …? (Дополняют предложение)
Всем спасибо за ваши ответы! Буратино и Буква Б прощаются с вами! Они, как и я, думают, что сегодня вы очень хорошо поработали, а если у кого-то вдруг остались какие-то вопросы, то мы их обязательно разберем! Я очень надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас зря. На следующих уроках мы продолжим наше путешествие по стране букв, и вновь узнаем что-то новое. Всем спасибо, до свидания!