СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте Тема: «Буква и звук «Ж»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

по обучению грамоте

Тема: «Буква и звук «Ж»»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте Тема: «Буква и звук «Ж»»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7









Конспект урока

по обучению грамоте

Тема: «Буква и звук «Ж»»






Разработал учитель

начальных классов

Опарина В.С.








г. Южно-Сахалинск

2019 год






Конспект урока обучения грамоте (письмо) в 1 классе

«Буква и звук «Ж»»

Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе

Программа обучения: урок обучения грамоте по теме «Буква и звук «Ж»» разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по обучению грамоте в 1 классе (УМК «Школа России»).

Класс: 1

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: «Буква Ж звук [ж]»

Цель: познакомить с новой буквой Ж звуком [ж]»

Задачи:

1. Образовательные:

- Выделять звук [ж] из слов;

- Учиться читать слоги;

- Характеризовать новый звук и обозначать его буквой;

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

- Развивать орфографическую зоркость;

- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать;

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к учению и родному языку;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

- Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам.

Оборудование:

Для учителя: учебник, доска, мультимедийная презентация, наглядность (плакаты, карточки с буквами).

Для учащихся: учебник, пенал, веер с буквами.










Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся




Организационный момент

- Здравствуйте.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок,

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

- Проверили готовность к уроку, чтобы у вас были пенал, учебник ну и конечно, ваши знания.

Приветствие учителя.







Учащиеся проверяют готовность к уроку.










































































- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие  известные нам  буквы «проживают»  в этом удивительном городе.


- Посмотрите на ленту букв и скажите: слайд 1


-На какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?


- Каким цветом помечены гласные буквы?


-А согласные?


- Как отличить гласные звуки от согласных?





- А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч?



-Каким цветом они обозначаются?


-Молодцы.


-Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю отгадать вам загадку: слайд 2


Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …




- Правильно, молодцы.

Ребята, давайте позовем это слово для того, чтобы определить ударный звук.


-Какой звук выделяется голосом?


- Хорошо. Узнаем, сколько в слове слогов.

- Как мы это сделаем?


- Сколько раз Ваша челюсть опустилась?


- Значит в слове сколько слогов?


-Какое правило на определение слогов в слове мы с вами знаем?




- Составим звуковую схему к слову жук


- Молодцы.


- Назовите первый звук в слове жук.



- Встречает ли данный звук преграду?


-Значит буква Ж какая?


-Правильно, звук [Ж] не поётся, но зато она умеет жужжать. Пожужжим вместе :


- Откроем азбуку на двадцать восьмой странице, какая сказка изображена на картинке? Слайд 4




- Кто автор этой сказки?


- Почему плачет Дюймовочка?



- Каких героев мы видим?



- Что Вы можете рассказать об изображенных героях сказки? Дайте им характеристику.


-Кто помог Дюймовочке спастись?


- Проговорим снова каждое название героев.


- А теперь ответим на вопрос, в каких словах есть - звук[Ж]?


-Верно.


-Обратите внимание на пословицу под иллюстрацией:

«Дружба,как стекло, разобьёшь- не сложишь».


-Почему так говорят?




-Что необходимо сделать, для чтобы избежать ссоры?











- Все звуки и буквы русского алфавита делятся на гласные и согласные.


-Гласные буквы помечены красным цветом.


-Согласные буквы помечены синим цветом.


- Гласные поются, а согласные нет. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает.



- Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, а буква Ч – мягкий звук.


Ш- синим, Ч-зелёным.

.








Слайд 3

- Жук!





- Жууук.



-Звук [у], на него падает ударение.


- Подставляем руку к подбородку и проговариваем слово: жук



- Один раз.


- В слове жук один слог.


- Сколько в слове гласных, столько и слогов.







- Жук




- Звук [Ж].



- Да, встречает.


-Согласная.


- Жжжжжжж.









-Дюймовочка.







-Ганс Христиан Андерсен


-Дюймовочка сидела на цветке и плакала: ей было грустно, что она такая некрасивая. Даже майские жуки прогнали ее!


- Жуки, божья коровка, гусеница, кузнечик, муха.



Учитель опрашивает несколько учащихся, они дают развернутые ответы, не повторяясь.


-Полевая мышь.


- [Ж]уки, бо[ж]ья коровка, гусеница, кузнечик, муха.


- В словах [Ж]ук, бо[ж]ья коровка.







-Если ты сильно поссорился с другом, то это равносильно разбитому стеклу. В этом случае простое слово «прости» не вернет друга, так же, как и разбитое стекло.


Ответы детей.



- Итак, кто уже догадался, с какой буквой и с каким звуком мы сегодня познакомимся подробно?



- Сегодня мы познакомимся подробнее со звуком [Ж] буквой Ж.
















































































































































































- Буква Ж на письме обозначается так. Слайд 5

(учитель вывешивает заглавную и строчную прописные буквы Ж)


- На что похожа эта буква?


- Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!



Выложите букву из палочек.


- Где мы встречаемся с печатными буквами?


- А для чего нужны письменные буквы?


- Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.


На доске запись:

ПИР

-Замените первый звук  так, чтобы получилось новое слово.


- Составьте звуковую схему к слову ПИР

(мелом на доске)


-Сколько слогов в этом слове?



 - Почему  звук [п] мягкий?



-А теперь составьте звуковую схему к слову ЖИР


-Сколько слогов в этом слове?


 - Что интересного заметили?



-Какой вывод можно сделать?



- Проверьте свои предположения на слове «Женя»




-Сколько слогов в этом слове?





 - Какая орфограмма есть в этом слове? 



- Запомним главное правило, что звук [Ж] – всегда твердый.


- Каким цветом обозначаем схематически твердый звук?



- Открываем азбуку на двадцать четвёртой странице.



- Сейчас мы научимся читать слоги-слияния:

Посмотрим на слоги-слияния: Сколько их всего? С. 25

Слайд 6



- Какие гласные буквы вы видите в этих слогах?


- Какую первую букву вы видите?


- А теперь прочитаем первую букву и последующую за ней.


-Соединим букву Ж с буквой А и прочитаем открытый слог.



- Перейдем к следующему слогу. Какая первая буква написана?


- А теперь соединим букву Ж с буквой О и прочитаем открытый слог.



- Аналогично прочитаем остальные слоги.


- В каких слогах звук Ж твердый?


- В каких слогах звук Ж мягкий?


-Почему?


- Ребята, составьте несколько слов используя данные слоги.


- Молодцы.


- Перейдем к чтению слов:

Какие знакомые буквы в первом слове Вы видите?


- Знакомы ли нам все эти буквы?


- Прочитаем, соединяя букву Д со слогом-слиянием, прибавляя Г.


- Обратим внимание на следующее слово. Похоже ли оно на предыдущее?




- Чем похоже?




- Чтобы прочитать слово, соединим первую букву Д, затем слог-слияние РУ, затем второй слог слияния ЖО, и букву К. Какое слово получили?


- Олеся выйди к доске, выполни звуковую схему к слову Дружок.



- Что обозначает данное слово?




- Что общего в словах друг и дружок?


- Правильно, ребята. Это называется чередование в корне, об этом мы узнаем позже.


- Прочитаем первое слово во втором столбце, какой первый слог-слияние мы видим?


- А что видим после этого слога?


- Соединим слог ЖУ и букву К. Что получим?


- Прочитаем следующее слово.

Соединим слог-слияние ЖУ с согласной буквой Ч.


- Что дальше следует?


- Прочитаем слово, соединив части ЖУЧ и КА.


- Похоже ли оно на предыдущее?



- Хорошо. А почему слово Жучка написано с большой буквы?


- Молодцы.


- Теперь я попрошу закрыть Вас азбуки. Я читаю текст, а Вы внимательно слушаете, о чем этот текст.

- Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может. – «Осторожно» - кричат ему. – «Лужа»!

Ребята, о чем этот текст?







-Как его можно озаглавить?


- Может быть кто-то знает, что за игра в жмурки?


- Есть кто-то сообразительный и сосчитал уже, сколько в тексте предложений?


- Хорошо. Я читаю еще раз первое предложение, а Вы считаете, сколько слов в первом предложении.


- Стали дети играть в жмурки.

Сколько слов?


- Хорошо. Откроем азбуку на двадцать пятой странице. Какие слоги-слияния мы видим во всех предложениях?



- Все ли остальные буквы нам знакомы?


- Назовите эти буквы.



- А теперь прежде чем прочитать текст, мы с вами проведём речевую разминку: слайд 7.


Жа – жа –жа – прилетели два чижа.

Жи-жи –жи – в реке плавают ужи.

Жу-жу-жу –молоко дадим ежу.








Учитель помогает учащимся, если у них есть вопросы или ошибки в прочтении предложений.


-Что такое жмурки?


-Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»?



-Составьте звуковую схему к слову жмурки


-Сколько слогов в этом слове?


-На какой слог падает ударение?




-А сейчас я буду называть слова. Вы будете хлопать всякий раз, когда услышите звук [ж].



Кошка, чемодан, мыши, ужи, замок, ножницы, лиса, журавль, цапля, ёжик,щит.


Учащиеся рассматривают правописание заглавной и строчной буквы Ж.







Учащиеся высказывают свои предположения.












Учащиеся выкладывают букву из счётных  палочек.




- Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.


- Ими мы пишем в тетрадях.









Пир – Жир



- Пир



- Один.





- Звук [п] мягкий потому, что после него стоит гласная буква И.





- Жир


-Один.


-В слове жир нет мягких звуков.



-Звук [Ж] – всегда твердый.





-Женя




-Для того, чтобы определить кол-во слогов в слове Женя мы подносим руку к подбородку и проговариваем слово вслух. Подбородок опустился 2 раза, значит в слове Женя 2 слога.



-Имя собственное пишется с большой буквы.






- Схематически твердый звук обозначается синим цветом.



Учащиеся открывают азбуку на двадцать четвёртой странице.




- 5 слогов-слияний.

















- А, О, У, Е, И.


- Ж.


- Жа. (прежде чем прочитать слог, учащиеся смотрят на гласную букву А)






- Ж.



- Жо.




- Жу, Же, Жи.


- Во всех: Ж[а], ж[о], ж[у], ж[э], ж[ы].


- Таких слогов нет.


-Потому, что звук [Ж] всгда твёрдый.


- жара, желудь, желток и т.д.

Учащиеся читают свои слова.





- Д, слог-слияние РУ, Г


-Да.


- Друг.



- Похоже.





-Все буквы на месте, добавлен слог-слияние ЖО и буква К в конце.




- Д-ру-жо-к.











- Друг – человек, который не бросит в беде; поможет в трудную минуту.



- В этих словах общая часть друг//ж





- Слог ЖУ.



- Букву К.


- Жууук.



- ЖУЧ.


- Слог-слияние КА.


- Жучка.


- Похоже тем, что общая часть в словах жук//ч.



- Жучка – кличка собаки/питомца, поэтому пишется с большой буквы.




Учащиеся слушают внимательно текст, вслушиваясь в каждое слово.






Разные варианты ответов детей:

- О том, как дети играют в жмурки;

- О том, как Женя почти не упал в лужу и другие.

- Игра в прятки, где цель игры – ведущему найти закрытыми глазами остальных участников.


-«Жмурки».


Один учащиеся отвечает.


- В тексте 4 предложения.






- В этом предложении 5 слов.



ТА, ЛИ, РА, МУ, КИ, ЗА, ВЯ, ЖЕ, НЕ, ЛА, ЗА, ТО, КО, БЕ, РО, ГО, МО, НО, РИ, ЧА, ЛУ, ЖА..



- Да, все буквы знакомы.


- С, Т, Ч, Ж, Г, И, Р, А.









По одному учитель спрашивает учащихся:

- Стали дети играть в жмурки.

- Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны.

- Никого Женя догнать не может.

– «Осторожно» - кричат ему. – «Лужа»!





-Игра, когда один игрок ловит других с закрытыми глазами.


- щуриться, закрывать глаза.







Жмурки


- 2 слога


- ударение падает на 1 слог, на гласную букву У.








- ужи, ножницы, журавль, ёжик.









Закрепление









Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

 -Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.  

На выполнение задания отводится 4 мин

Розовые карточки:

 1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

 2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

 Зеленые карточки:

 1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

  2.Подчеркни  все буквы Ж.

 Желтые карточки:

 1.Прочитай слова, подчеркни слоги с  буквой ж.

2. Обведи в кружок все буквы Ж.









Живи для людей, поживут и люди для тебя.

   Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

   Ему скажи, да укажи, да в рот положи. (ж-8)


У Жоры – уж, у Розы – уж.

   Жутко жуку жить на суку.

   У ежа – ежата, у ужа - ужата.



Жи–вот, лу–жа,  жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.








Итог


- С каким новым звуком мы сегодня познакомились? 




-Дайте характеристику этому звуку.


- А как называется буква, которой мы обозначаем на письме этот звук? 


- У вас на столах лежат кружки.

Поднимите кружок зелёного цвета, если сегодня на уроке вам всё было понятно.

Жёлтым, если было понятно, но не всё.

Красный - ничего не понятно.


- Сегодня на уроке мы познакомились со звуком [ж]


- Звук[ж] согласный, звонкий, всегда твердый.


- Буква «же»


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!