СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения грамоте в 1 «а» классе УМК: «Школа России» Тема урока: Звуки [й’] и [о] буква Ё, ё. Ёжик у ёлки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения грамоте в 1 «а» классе

УМК: «Школа России»

Тема урока: Звуки [й’] и [о] буква Ё, ё. Ёжик у ёлки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения грамоте в 1 «а» классе УМК: «Школа России» Тема урока: Звуки [й’] и [о] буква Ё, ё. Ёжик у ёлки.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 «а» классе

УМК: «Школа России»

Тема урока: Звуки [й’] и [о] буква Ё, ё. Ёжик у ёлки.

Цель: создать благоприятные условия для воспитания бережного отношения к природе и братьям нашим меньшим через закрепление знаний обучающихся о звуках [й’] и [о], буква Ё, ё.

Задачи урока:

Образовательные:

-способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через закрепление знаний обучающихся о звуках [й’] и [о] букве«Ёё»;

- формировать навык сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся;

-формировать умение.

Развивающие:

-способствоватьразвитию артикуляционной моторики, фонематического слуха детей; связной речи, логического мышления, произвольного внимания, памяти, воображения.

Воспитательные:

-средствамиучебного занятиявоспитывать культуру учебного труда, культуру общения в паре.

-воспитывать бережное отношение к природе и братьям нашим меньшим через закрепление знаний обучающихся о буквы «Ёё» обозначающей два звука [й’] и [о] в определенных позициях: в начале слова, после гласных в слове и после ъ и ь знаков.

Здоровьесберегающие:соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые УУД:

Личностные:

-развитие бережного и доброжелательного отношения к природе и братьям нашим меньшим;

-проявление интереса к занятиям по азбуке (или к отдельным заданиям);

-умение проявить интерес к чтению;

-умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира.


Метапредметные:

формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

- умение адекватно реагировать на замечания учителя.

формирование регулятивных универсальных учебных действий:

- умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;

- умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;

- умение выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;

-умение самостоятельно выполнять план действий по решению учебной задачи изученного вида.

формирование познавательных универсальных учебных действий:

- умение установливатьпричинно - следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений;

-умение строить логическую цепочку рассуждений;

- умение выдвигатьгипотезы и обосновывать их;

- расширение словарного запаса.

Предметные:

- умение проводить слого-звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные);

- совершенствовать культуру речи, обогащать словарный запас;

- формировать навык сознательного, правильного, слогового чтения.

Тип урока: закрепление ранее открытых учебных умений и действий.

Основные образовательныересурсыурока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, «Азбука», наборное полотно.

Ход урока:

I. Организационный этап

Приветствие.

1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виталина Сергеевна, и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.

2. Проверка готовности.

- Посмотрите наличие на столе:«Азбука», тетрадь, наборное полотно.

3. Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок- 
Начинается урок 
Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно 
Слушаем внимательно. 

сегодня у нас с вами непростой и загадочный урок. Мы с вами будем открывать еще одну тайну, связанную с буквой… А с какой?


II. Актуализация умений и знаний.

1)Проверка пройденного материала.

-Мы начнём наш урок с повторения, какие гласные буквы вы изучали ранее?(а,е,ё,и,о,у,э,ы,ю,я)

-Хорошо, а какую букву вы изучали на прошлом уроке?(букву Ё)

- Все вместе произнесём его три раза ,почему его называют «хитрой буквой»

-Из скольких звуков он состоит? (Из двух [Й’] и [О] ).

-Какое же вы изучили правило связанное с этой буквой?(буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного)

-В какой позиции ё обозначает два звука(если стоят в начале слова, после гласных, после разделительных Ъ и Ь)

-Хорошо ,вы усвоили предыдущий материал.

2)Работа в парах

Детям раздаются на парту карточка с пятью словами, в которых есть буква Ё в разных позициях. Задача детей составить схемы данных слов.

3)Анализ учебной деятельности (безотметочнаясистема оценивания, комментарий)

физкультминутка

Мартышки(групповая физминутка,дети повторяют всёто,о чем говорится в стихотворении)

Мы-веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем ,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик понесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз,два,три!

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

1)Чтобы познать ещё один секрет нашего Буквёнка, нам нужен помощник, и он появится, если отгадаете мою загадку:

Сердитый недотрога 
Живёт в глуши лесной;
Иголок много-много
А ниток – ни одной.

– Кто же это? (Ёж). Молодцы, а вот и сам он появился. (Показываю изображение ежа)(Слайд 1)

–Подберем к слову ёж родственные слова. (ёжик, ежиха, ежёнок, ежишка, ежовый…)

– А мне вот кажется, что вы забыли еще одно родственное слово – ЁЛКА. Ведь тоже с иголками… (Ответы детей)

– На самом деле, эти слова не являются родственными, так как у них нет общей части слова, а общая только одна буква.

– Кому понравился этот ёжик, поднимите руки? Опишем его, создадим словесный портрет.

Ёжик какой? Какая часть речи отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?чей?(прилагательное).Только уговор: будем стараться составлять целые предложения в которых есть прилагательное, а не отдельные слова. Начнем с мордочки…(Описание детей). Теперь перейдем к тельцу ёжика, как вы опишете его? (Ответы детей).

А посмотрите, какие у ёжика ножки… (Описание детей).

– Молодцы, ребята! Ёжику очень понравился ваш портрет. Он вам за это принёс на иголках нового Буквёнка. Какой же это Буквёнок, если помощник – ёж? (Ё).(Слайд 2)

– Вот, посмотрите на него! (Показывается Буквёнок Ё). Буквёнок Ё любит играть в прятки с йотиком; он с молоточком, так как может быть ударным, и он ещё обладает свойством: сделать предшествующую согласную мягкой!

– Теперь нам надо поселить нашего Буквёнка в дом Буквинск. Подумайте, на какой этаж, к каким буквам мы его поселим? (К гласным, с йотиками “я”, “е” ).(Слайд 3)

– А над какой буквой? (“о”)

– Почему? (В букве”ё” есть тоже звук [о] )

-Теперь посмотрим на наш дом,у нас тоже в домике ё живет над буквой «О» и рядом с йотиками «Е» и «Я».

–Хорошо! А теперь для нашего новосёла сделаем подарки, вспомним слова с буквой ё в разных позициях. (Ёлка, ёрш, ружьё, мёд, лёд…).Почему?(в зависимости от позиции в слове)

– А вторым подарком нашему буквёнку будет игра: я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё. Приготовились! Начали:

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

– Ну что же, я думаю Буквёнок остался доволен вашей работой. А теперь потренируемся читать слоги и слова с этим Буквёнком.

2)Речевая разминка:

Читаем столбики, написанные на доске, хором. Первый раз читаем столбик медленно, четко проговариваем звуки и обращаем внимание на мягкость согласных, второй раз – быстрее, а в третий раз – быстро, двигаясь по столбику сначала вниз, а затем – вверх. Потом переходим к следующему столбику. Что обозначает буква ё в каждой позиции? (в начале слова и после гласной- два звука, после согласного-мягкость).(Слайд 4)

ТЁ   

  НОС – НЁС  

  ГРЁ   

ВЁ

ВОЗ – ВЁЗ

ЗЛЁ

НЁ

РОВ – РЁВ

СВЁ

СЁ

МОД – МЁД

ПЛЁ

РЁ

ВОЛ – ВЁЛ

ГНЁ

ЛЁ

МОЛ – МЁЛ

ЗВЁ




3)Скорочтение:

А теперь пришло время минуты скорочтения. Возьмите в руки листочек, который лежит у вас на парте ,найдите второй столбик. Приготовились, начали. (Через минуту) Стоп! А теперь подсчитайте свой результат и запишите его под столбиком. Если вы не можете самостоятельно подсчитать, поставьте у слова галочку, я вам помогу со счетом на перемене.

IV.Физкультминутка:

«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)


V. Открытие новых умений, знаний.

Отдохнули немного, теперь пора за работу. А то ёжик уже вас заждался и придумал следующее задание. Он очень часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы, люди, так говорим?

И первое его слово: съёжиться. Неужели мы в ежей превращаемся?

–Порассуждаем, когда мы съёживаемся? (Холодно, страшно, прячемся).

– А попробуйте изобразить эту позу. (Дети показывают).

– Никого она вам не напоминает? (Ёжик так делает от страха или холода).

– Вот почему люди так говорят.

– Ну, что же, с первым вопросом вы справились, слушайте второй: почему один лесной куст мы называем ежевикой? Это что, ягода для ежей?(Ответы детей :куст ежевики имеет иголки, как у ёжика, за это сходство ему и дали такое название)(Слайд 5)

-А что объединяет эти слова ежевика и ёж?(отвечать прилагательными)

– Молодцы! И второй вопрос одолели! Приступим к третьему, самому сложному. Люди часто говорят: держать в ежовых рукавицах. Это фразеологизмы.

-А что такое фразеологизмы?(это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий, например: держать ухо востро- быть внимательным).

-Подберите теперь вы синоним к этому словосочетанию, но для того чтобы подобрать, попробуйте вспомнить, что же такое синоним?(синонимы- это слова ,близкие по значению, например: грустный- печальный).

-О каких рукавицах идет речь? Слышали ли вы, дети, такое выражение? (Нет,да)

– Ну что ж, придётся тогда мне объяснить ёжику, что это за рукавицы, а заодно и вы послушайте. На самом деле ежовых рукавиц не существует, а выражение это мы употребляем, если нам надо кого-то призвать к порядку, пристрожить. Вот приведу вам пример: в классе есть дети, которые не очень стараются хорошо писать и их за это ругают, следят за их работой более пристально, задают дополнительные задания, т.е. держат в ежовых рукавицах. Может быть вы сами теперь приведёте примеры?

(Рассказы детей).

Наконец-то мы справились с хитроумными вопросами ёжика, а он нам за это приготовил разгадку ещё одной тайны буквы ё, сказку «Почему Ё всегда ударная». Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы ё вверху две шишки – ой, нет! – две точки (текст напечатан на интерактивной доске.Читаем хором)(Слайд 6)

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё. После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

– Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим: сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная).

– А сейчас проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова на интерактивной доске) .Составьте схемы этих слов.(Слайд 7)

  • ЁЛКА

  • ТВОЁ

  • ЁЖИК

  • ПЕНЁК

  • ЗВЕРЁК

  • КОТЁНОК

  • ВЕСЁЛЫЙ

А теперь будем читать каждое слово отдельно и определять ударную гласную. (Выполняем) Ну что, убедились? Запомните: на Ё всегда падает ударение.

Откройте «Азбуку» на странице 33.

-Прочитаем загадки про себя.

-Прочитайте загадки вслух.

- Попытаемся отгадать загадки.

-Какие слова с буквой ё вы увидели в стихотворении?

-Составим схемы этих слов.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Вот и подходит к концу урок. Повторим, с каким буквёнком мы сегодня познакомились? («ё»)

– Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])когда,в какой позиции

– Какая это буква, гласная или согласная? (гласная)

– Что еще интересного запомнили о буквёнке? (делает предшествующий согласный мягким, всегда ударная).

– А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

– Ребята, если вас заинтересовал этот зверёк и вы хотите о нём побольше узнать, я предлагаю вам прочитать вот эти книжки. (Показываю книжки И.Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедию «Все о животных. От А до Я»). В первой книге много иллюстраций и рассказов о повадках ёжика, а вторая книга более серьёзная, тут есть научная информация о ежах. Надеюсь, вы прислушаетесь к моей рекомендации!(Слайд 8)

– Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку:

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)(Слайд 9)



VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!