СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Головной мозг

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Головной мозг»

Предмет – Биология

Класс – 8(а.б)

Дата-_____(А)____(Б)

Тема: Головной мозг

Цель: - изучить строение и функции головного мозга.

- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

  • изучить строение отделов головного мозга и их функции,

  • регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека,

  • выявить специфичность строения этих отделов.

Развивающие задачи урока:

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений,

  • совершенствование знаний, умений, навыков.

Воспитательные задачи урока:

  • формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга

Ход урока:

    • Орг. Момент. Приветствие , проверка присутствующих.

    • Проверка знаний.

Тест по теме «Строение спинного мозга» 
1. Спинной мозг находится: 
а) в позвоночном канале; 
б) в спинномозговом канале; 
в) в грудном отделе позвоночника. 
2. Диаметр спинного мозга равен: 
а) 1 мм; 
б) 1 см; 
в) 2 см. 
3. От спинного мозга отходят: 
а) 30 пар спинномозговых нервов; 
б) 31 пара спинномозговых нервов; 
в) 33 пары спинномозговых нервов. 
4. Спинной мозг -это часть: 
а) центральной нервной системы 
б) периферической нервной системы 
5. У человека среди функций спинного мозга: 
а) преобладает рефлекторная; 
б) преобладает проводниковая; 
в) обе функции равнозначны 

Учащиеся проверяют работу в парах, меняясь своими тетрадями.

Критерий оценки:

  • 0 шибок – «5» баллов;

  • 1 ошибка – «4» балла;

  • 2 ошибки – «3» балла;

  • 3 ошибки – «2» балла.











3. Изучение материла.

Мы продолжаем изучать тему : «Головной мозг.» В ходе рассказа составим таблицу. (таб.1)

Головной мозг является главным регулятором всех функций организма, обеспечивает высшую нервную деятельность человека.

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400–1500 г.

Головной мозг состоит из пяти отделов:

1)продолговатый мозг,

2)средний мозг (иногда в среднем мозге выделяют ещё один отдел — мост, или варолиев мост),

3)мозжечок,

4)промежуточный мозг,

5)большие полушария мозга.

А теперь поговорим отдельно о каждом из отделов.

Самая древняя часть головного мозга — ствол мозга, который составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят 12 пар черепно-мозговых нервов, которые соединяют мозг человека с органами чувств, мышцами и железами, расположенными в основном в области головы.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Он выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

В продолговатом мозге находятся следующие центры:

  • дыхательный;

  • сердечной деятельности;

  • сосудодвигательный;

  • безусловных пищевых рефлексов;

  • защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слёзоотделения);

  • центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

Продолговатый мозг начинается от спинного мозга на уровне затылочного отверстия черепа. Он не имеет строгого разделения на белое и серое вещество. Тела нейронов (серое вещество) образуют в продолговатом мозге отдельные скопления — ядра. Здесь находятся центры безусловных рефлексов, обеспечивающих кровообращение, дыхание, пищеварение, а также центры защитных рефлексов (мигания, кашля, рвоты, чихания). Значит, продолговатый мозг выполняет рефлекторную функцию.

 

Продолговатый мозг выполняет также проводниковую функцию. Через него проходят восходящие и нисходящие пути, связывающие спинной мозг с отделами головного мозга.

  

Над продолговатым мозгом располагается варолиев мост. Через мост проходят нервные волокна, обеспечивающие связь спинного и продолговатого мозга с корой больших полушарий. Иногда мост объединяют с мозжечком в задний мозг.

Мозжечок  

Мозжечок находится позади продолговатого мозга. Он состоит из двух полушарий, покрытых корой из серого вещества, и червя. Червь образован белым веществом; он соединяет два полушария и связывает мозжечок с другими отделами мозга.

  

В кору мозжечка поступает информация от мышц, сухожилий и двигательных центров коры больших полушарий. Это позволяет мозжечку контролировать равновесие, регулировать мышечный тонус и позу.

 

При повреждении мозжечка нарушается координация движений, походка становится шатающейся, а движения рук и ног — резкими.

Средний мозг и промежуточный мозг

В белом веществе среднего мозга располагаются ядра, которые регулируют тонус мышц. Через средний мозг проходят дуги рефлексов, связанных с удержанием позы, прямолинейным движением, вращением тела, спуском и подъёмом. С участием среднего мозга осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук. Яркий свет или громкий звук вызывают рефлекторный поворот головы и тела в сторону раздражителя.

 В промежуточном мозге выделяют таламус (зрительные бугры) и гипоталамус (подбугорную область).

Через таламус к чувствительным зонам коры полушарий проходят все нервные импульсы от органов чувств и от ствола головного мозга. В этом отделе происходит первичная оценка и обработка полученной информации. Наиболее важная информация поступает из таламуса в соответствующие зоны коры больших полушарий. Таламус участвует в регуляции сложных движений, бодрствования и сна, а также в формировании эмоций. Над таламусом расположен эпифиз — небольшая эндокринная железа.

  Подбугорная область, или гипоталамус управляет работой вегетативной нервной системы, регулирует обмен веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Гипоталамус связан с гипофизом, через который осуществляется контроль над железами внутренней секреции.

Передний мозг 

Передний мозг разделён на два полушария, соединённые между собой мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, которая покрывает большие полушария тонким слоем толщиной в несколько миллиметров. Кора состоит из тел нейронов. Внутри полушарий находится белое вещество. Это проводящие пути, связывающие кору со стволом головного мозга и со спинным мозгом.

Таб.1«Строение и функции головного мозга»

Отдел

Особенности строения

Функции

Конечный или передний

Состоит из двух полушарий, которые соединяются между собой мозолистым телом. Поверхность полушарий имеет множество борозд и извилин.

Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое – за правую сторону. Здесь расположены центры регуляции произвольных движений, центры условных рефлексов и психических функций. Височная доля коры головного мозга регулирует слух, вкус и обоняние, затылочная – зрение, теменная – осязание; лобная – произношение речи.

Промежуточный

Состоит из гипоталамуса и таламуса.

Таламус является посредником в передаче раздражителей к полушариям и помогает адекватно приспособиться к изменениям в окружающей среде.

Гипоталамус регулирует работу обменных процессов и эндокринных желёз. Руководит работой сердечнососудистой и пищеварительной системы. Регулирует сон и бодрствование, управляет пищевыми и питьевыми потребностями.

Задний

Состоит из мозжечка и моста, который представлен в виде белого толстого валика, расположенного над продолговатым отделом.

Мозжечок расположен позади моста, имеет два полушария, нижнюю и верхнюю поверхности и червя.

Данный отдел обеспечивает функцию посредника при передаче импульсов в расположенные выше отделы мозга. Мозжечок отвечает за координацию и точность движений.

Средний

Расположен от переднего края моста до зрительных трактов.

Отвечает за скрытое зрение, а также осуществление ориентировочных рефлексов, (поворот тела в направлении звука).

Продолговатый

Является продолжением спинного мозга.

Управляет равновесием, содержит центры дыхания, глотания, чихания и кашля, рвоты, сердечно-сосудистый и пищеварительные.

4. Закрепление материала.

* В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких усилий он схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. В каком отделе мозга у него опухоль? (мозжечок)

* у одного из пациентов психиатрической клиники замечено постоянное слюнотечение, нарушен глотательный рефлекс. Скажите какой отдел головного мозга имеет нарушения в работе? (продолговатый)

* В результате перенесенного инсульта у человека поврежден  средний отдел головного мозга. Предположите, какие возможны последствия инсульта для этого человека.

Дом. задание: Прочитать §42,выучить таблицу в тетради.

Интересные факты о головном мозге”

  •  Головной мозг располагается в головном отделе черепа

  •  Покрыт снаружи, как и спинной мозг, тремя оболочками

  •  От него отходят 12 пар черепно-мозговых нервов

  •  Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.

  • Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчин, это различие обусловлено разной массой их тел.

  • . У великого писателя Анатоля Франса масса мозга была 1 кг. 17гр; у писателя Тургенева -2 кг. 12 гр.

  • Самый тяжелый мозг, известный медицине, был массой 2 кг. 850гр. Как вы думаете, кому он принадлежал? Ответ обескураживает: больному идиотизмом человеку!

  • Объем мозга -95% емкости черепа

  • Каждую минуту через него проходит  ¾ всей крови человека

  • Общая длина сосудов мозга -560 км.

  • 1 мм  коры больших полушарий содержит 30 000 нервных клеток-нейронов

  • В мозге постоянно проходят электрические токи, которые по скорости передвижения очень быстры, сродни скорости света.





Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. (Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет.

Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Опыт № 2. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов.

Опыт № 3. Пронаблюдать рефлексы среднего мозга.

Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Учащимся дается задание прочитать текст в учебнике на стр.230 (основные положения главы). Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя.

Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!