СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 8 классе на тему особенности человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: определить характерные для человека особенности. Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать; оформлять результаты логических операций в форме таблицы.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определение понятиям «рудименты» и «атавизмы», записанным в словарике.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились – полностью или частично.

Примеры: копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле; шейные ребра и т. д.

Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае – у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Примеры: хвостатые люди; волосатые люди и т. д.

2. Проверка задания, выполненного в рабочей тетради.

1) Дополните схему «Систематическое положение человека».

Тип                           Хордовые

Подтип                     Позвоночные

Класс                        Млекопитающие

Отряд                       Приматы

Семейство                Гоминиды, или Люди

Род                           Человек

Вид                           Человек разумный

Примечание. Подчеркнутые термины вписаны учащимися.

2) Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя типа хордовых: у человека на ранних стадиях развития формируется осевой скелет – хорда; подтипа позвоночных: опорой тела взрослого человека служит внутренний скелет; класса млекопитающих: живорождение; вскармливание потомства молоком; вынашивание самкой плода в своем теле; постоянная температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное ухо наряду со средним и внутренним; волосяной покров кожи; молочные железы с сосками.

3) Приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян:

– пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги;

– сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины и др., мимики;

– сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела;

– совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

III. Вступительное слово учителя.

Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Homo sapiens (homo – человек, sapiens – разумный). Наиболее важные признаки Homo sapiens – вертикальное положение тела и хождение на двух ногах; очень хорошо развитый головной мозг, гибкие кисти рук и объемное цветовое зрение. Совокупность этих признаков дает человеку возможность использовать окружающую среду для того, чтобы кормить и одевать всю свою многочисленную популяцию и создавать поразительные цивилизации. Однако наряду с большими преимуществами человек приобрел предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний. Сейчас вы выполните работу, которая поможет вам разобраться в сильных и слабых сторонах человека как биологического вида.

Для этого следует:

1) изучить текст учебника на с. 8–11;

2) заполнить таблицу «Особенности человека».

IV. Работа учащихся над текстом учебника и заполнение таблицы «Особенности человека».

Особенности человека

Преимущества

Недостатки

1

2

3

1. Высокоразвитый головной мозг, его масса 1300–1500 г,

Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

что составляет 1/40 часть от массы тела

к обучению, логическому мышлению, управлению речью и точной координаций зрения и движения

 

2. Человек передвигается на двух ногах, поочередно перенося свой вес с пятки на пальцы ног

Человек может ходить, бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Значительно возвышаясь над поверхностью земли, человек видит гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров

Поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков.

Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке, нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит – к разным заболеваниям.

В стенках тела имеются участки, которые при плохом физическом развитии могут стать зонами образования грыж.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям

3. Чуткие и гибкие пальцы рук

Позволяют исследовать поверхность предметов; используя те или иные орудия труда, эффективнее, чем другие млекопитающие, воздействовать на окружающую среду

 

4. Глаза человека обеспечивают объемное цветовое зрение

Благодаря глазам человек точно определяет расстояние, различает цвет, форму и яркость освещения предметов.

Человек может следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз

V. Проверка содержания таблицы.

VI. Дополнительная информация.

Ее может изложить учитель или заранее подготовленный учащийся, а также возможен вариант спонтанного диалога, изложения сообщений.

Примеры такого рода сведений:

1. С линией Homo явился в мир первый двуногий «хищник». Его передние конечности с «умелыми» кистями могли свободно манипулировать орудиями, начиная с дубинки.

2. Глаза примата обеспечивали бóльшую стереоскопичность восприятия и различали цвета – дар, которого совсем лишены хищники. В отличие от человека и других приматов хищники не реагируют на неподвижный предмет.

3. Высокое расположение глаз обеспечивает чисто «психологический» перевес. Показательно поведение многих животных: когда им кто-то угрожает, они как можно выше поднимают голову – это означает превосходство, обратное движение выражает подчинение.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 8–11. Повторить из курса «Природоведение» (5 кл.) материал о происхождении человека, об этапах его эволюции.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 8 классе на тему особенности человека»


Конспект урока по биологии в 8 классе на тему особенности человека

Цели: определить характерные для человека особенности. Формировать умения: анализировать, сравнивать, обобщать; оформлять результаты логических операций в форме таблицы.

Оборудование: муляжи скелетов человека и млекопитающего животного; таблицы, демонстрирующие их внешнее и внутреннее строение; торс человека; рисунки в учебнике Н. И. Сонина и М. Р. Сапина «Биология, 8 кл.»; рабочая тетрадь к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дать определение понятиям «рудименты» и «атавизмы», записанным в словарике.

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение, хотя и сохранились – полностью или частично.

Примеры: копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, грубый и густой волосяной покров на теле; шейные ребра и т. д.

Атавизмы – появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае – у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Примеры: хвостатые люди; волосатые люди и т. д.

2. Проверка задания, выполненного в рабочей тетради.

1) Дополните схему «Систематическое положение человека».

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды, или Люди

Род Человек

Вид Человек разумный

Примечание. Подчеркнутые термины вписаны учащимися.

2) Пользуясь учебником, выпишите признаки, характеризующие человека как представителя типа хордовых: у человека на ранних стадиях развития формируется осевой скелет – хорда; подтипа позвоночных: опорой тела взрослого человека служит внутренний скелет; класса млекопитающих: живорождение; вскармливание потомства молоком; вынашивание самкой плода в своем теле; постоянная температура тела; наличие диафрагмы; семь шейных позвонков; два поколения дифференцированных зубов; оформленные губы и мускулистые щеки; четырехкамерное сердце; наружное ухо наряду со средним и внутренним; волосяной покров кожи; молочные железы с сосками.

3) Приведите доказательства родства человека и человекообразных обезьян:

– пропорции тела – короткое туловище и длинные ноги;

– сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины и др., мимики;

– сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела;

– совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

III. Вступительное слово учителя.

Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Homo sapiens (homo – человек, sapiens – разумный). Наиболее важные признаки Homo sapiens – вертикальное положение тела и хождение на двух ногах; очень хорошо развитый головной мозг, гибкие кисти рук и объемное цветовое зрение. Совокупность этих признаков дает человеку возможность использовать окружающую среду для того, чтобы кормить и одевать всю свою многочисленную популяцию и создавать поразительные цивилизации. Однако наряду с большими преимуществами человек приобрел предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний. Сейчас вы выполните работу, которая поможет вам разобраться в сильных и слабых сторонах человека как биологического вида.

Для этого следует:

1) изучить текст учебника на с. 8–11;

2) заполнить таблицу «Особенности человека».

IV. Работа учащихся над текстом учебника и заполнение таблицы «Особенности человека».

Особенности человека

Преимущества

Недостатки

1

2

3

1. Высокоразвитый головной мозг, его масса 1300–1500 г,

Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями


Продолжение табл.

1

2

3

что составляет 1/40 часть от массы тела

к обучению, логическому мышлению, управлению речью и точной координаций зрения и движения


2. Человек передвигается на двух ногах, поочередно перенося свой вес с пятки на пальцы ног

Человек может ходить, бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Значительно возвышаясь над поверхностью земли, человек видит гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров

Поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков.

Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке, нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит – к разным заболеваниям.

В стенках тела имеются участки, которые при плохом физическом развитии могут стать зонами образования грыж.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям

3. Чуткие и гибкие пальцы рук

Позволяют исследовать поверхность предметов; используя те или иные орудия труда, эффективнее, чем другие млекопитающие, воздействовать на окружающую среду


4. Глаза человека обеспечивают объемное цветовое зрение

Благодаря глазам человек точно определяет расстояние, различает цвет, форму и яркость освещения предметов.

Человек может следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз

V. Проверка содержания таблицы.

VI. Дополнительная информация.

Ее может изложить учитель или заранее подготовленный учащийся, а также возможен вариант спонтанного диалога, изложения сообщений.

Примеры такого рода сведений:

1. С линией Homo явился в мир первый двуногий «хищник». Его передние конечности с «умелыми» кистями могли свободно манипулировать орудиями, начиная с дубинки.

2. Глаза примата обеспечивали бóльшую стереоскопичность восприятия и различали цвета – дар, которого совсем лишены хищники. В отличие от человека и других приматов хищники не реагируют на неподвижный предмет.

3. Высокое расположение глаз обеспечивает чисто «психологический» перевес. Показательно поведение многих животных: когда им кто-то угрожает, они как можно выше поднимают голову – это означает превосходство, обратное движение выражает подчинение.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 8–11. Повторить из курса «Природоведение» (5 кл.) материал о происхождении человека, об этапах его эволюции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!