СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии на тему: "Тема: Вода на Земле"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии на тему: "Тема: Вода на Земле"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему: "Тема: Вода на Земле"»

 Тема: Вода на Земле

Цель  урока:

познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе»,  создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере. 

развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в паре.

воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

Задачи:

- обучающие:

сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе, о Мировом круговороте воды;  

доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

- развивающие:

развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

воспитывать информационную культуру;

воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная,  парная, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий,  компьютер, проектор, учебник, презентация.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, графическая, визуальная формы организации материала.

Используемые учебники и учебные пособия:

1 Учебник География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин. Издательство «Дрофа» Вертикаль.2012г.

2 Материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Сонин, Курчина)

3 Атлас и контурные карты География.5 класс. ФГОС ДРОФА. ООО «Издательство ДИК», Москва. «Дрофа» Вертикаль.2012г.

1.Мобилизующий этап. (2мин)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку. 
Организационный момент. 
Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь. 
Настройтесь и раскрепоститесь. 
Урок начнем мы, как всегда, 
С вопроса: Все готовы? 
Ученики. Да! 
Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации и загадка.

Слайд 1. 
2.Самоопределение учащихся (2мин)
Отгадывание загадки (слайд 1) 
« С горы сбегая без труда, она гремит как гром 
В морозный день она тверда – руби хоть топором! 
Нагрей ее – и к небесам она взлетит 
Теперь ты мне ответишь сам: тогда зовут ее вода» 
(Вода) 
- Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ. 
Слайд 2. 
Откройте тетрадь запишите, пожалуйста, в тетради число  и тему урока. Вода на Земле .

«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете»» 
Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана  де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока. 
Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока? 
Сегодня на уроке мы должны: Выяснить , что такое гидросфера,  и мировой круговорот воды. 
 Заполнить схему «Состав гидросферы» 
поработаем  в парах и индивидуально.

Организационно-деятельностный этап (осмысление) (20+4 проверка мин.)

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока

-Ребята, а много ли воды на  нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь - кто считает - Много!) 

Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос, доказать  кто из вас прав , а кто не прав.

Задание:  посмотрите на настенную физическую  карту полушарий. Чего больше на нашей планете – суши или воды? На этот вопрос вы ответите письменно. В тетради   

нарисуйте облик Земли,(круговую диаграмму)  закрасьте поверхность суши на Земле –темным цветом, а голубым или светлым тоном  ,поверхность воды на Земле  Если мы знаем , что  из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%). И кто же прав  вданном вопросе?

-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).

Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

 

Карточка №1.

Выполните работу в парах.

Задания.

 ( Фамилия, имя учащихся---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------)

1.Работа с учебником  параграф  23, пункт 1.)

 

Найдите ответы на вопросы   в тексте учебника стр.113 п.1

1.Как называется водная оболочка Земли?  ( Водная оболочка  это – ……………………………)

2.Вспомните, в каких трёх состояниях встречается вода в природе.

Придумайте и нарисуйте  символы  трех состояний воды.

1.------------------------------

2.-----------------------------

3.------------------------------

3. Назовите три главные составные части гидросферы.  Заполните схему.

                          

                            Состав    гидросферы Земли.

 

2. Учащиеся работают в парах с текстом учебника, находят ответы на вопросы и выполняют задания . Задания распечатаны на листах на каждую пару.

 

 

Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы.

Актуализация знаний.

 Постановка проблемы. Благодаря чему все части гидросферы связаны между собой?

 Послушаем стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева
Думаю, что  оно поможет вам найти верный ответ на  поставленный вопрос.. 
Мириады водяных пылинок 
Поднимаются над океаном, 
Чтобы тут же в путь пуститься 
Длинный 
По широтам и меридианам, 
Стать сгустившимися облаками, 
Тучами, чтоб тяжестью воды 
Где-то падать на пески и камни, 
На поля и на сады. 
О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе) Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

1.Учитель демонстрирует интерактивное наглядное пособие «Круговорот воды в природе»

2.Учитель задаёт вопросы стр. 113 учебника рис.136.

3. Учитель даёт задание в парах. Используя рис. 136 , стр. 113 учебника и просмотренный материал на интерактивном пособии, совершите воображаемое путешествие капельки воды (устно в парах).

3. Сделайте вывод о круговороте воды в природе.

(Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане. 
В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная! 
Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается. 
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.)  

(1.Учащиеся смотрят, как происходит круговорот воды в природе.

2.Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения по вопросам.

3.Работая в парах, дети рассказывают о своих путешествиях. Несколько рассказов детей заслушать.

4. Учащиеся делают вывод о круговороте воды в природе. )

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый) 

1.Фронтальная работа с  презентацией к уроку и текстом учебника

Пункт 2.  «Мировой океан».

2.Задаёт вопросы и задания по просмотренному материалу.(Распечатать вопросы и задания)

Карточка №2.     

Вопросы и задания. Пункт 2.  «Мировой океан»  страница 115.

1. Покажите на физической карте полушарий океаны Земли. Назовите основные особенности каждого из них.( Устно)

2.  Какой океан не показан  на  настенной карте полушарий.   Этот  океан  выделяют некоторые исследователи, как   пятый океан. В него включают воды южного полушария Земли  вокруг Антарктиды. Однако выделение  этого  океана не общепринято. Назовите  этот океан.(устно)
3. Сколько воды нашей планеты приходится на Мировой океан. (устно)

4. Что называют морями?  Назовите три крупнейших моря планеты. (устно)

5. Каков состав морской воды? (устно)

6. Покажите  океаны  на карте в порядке убывания их площади.(работа с атласом) 

(Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы).

Физкультпауза

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок.

1.   Учитель   даёт задание прочитать текст в учебнике стр.115, п.3  Воды суши. Выполнить задания .

Карточка №3.     

Вопросы и задания. Работа в группах.

Работа с учебником  параграф 23    Пункт 3. Воды суши. Стр 115.

Пункт 4. Вода в атмосфере . стр 118.

 ( Фамилия, имя учащихся---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------)

  1. Заполните схему.

                                                Воды Суши.


                                                                                                                                                                                            

2.Что  бы, это значило?

0,02 %--------------------------------------

2%------------------------------------------

3.Дать определения  новым географическим   понятиям.

Подземные воды--------------------------------

4.Что  содержится   в составе  атмосферы , без чего невозможен круговорот  воды в природе.

5.Почему вода в атмосфере всегда пресная? 

6.  Найдите верные утверждения: подчеркните их.

а) Антарктида и Гренландия покрыты огромными ледяными панцирями.

б) В реках, озёрах и болотах содержится более 90% всех вод Земли.

в) Океаны Земли никак не связаны между собой.

г) Вода в морях и океанах солёная.
 

Оценка ответов учащихся за урок. (2мин.)

Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.

Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.

Отметить учеников, которые решали задачи.

Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

Учитель предлагает учащимся оценить свое усвоение материала на уроке, сделав пометку на листочках.(карточках)

Итоговый этап. (2мин.)

Что же мы узнали на уроке.

Заслушивает ответы учащихся фронтально.

Этап информирования учащихся о домашнем задании. (3 мин.) Работа с  контурной картой . Нанести   географические объекты встретившиеся нам по ходу изучения материала  параграфа. .

-  Усвоить содержание текста учебника параграф 23.

-  Выполнить задание  1, 2, 3  в  рубрике «Подумай»  в рабочей тетради (дополнительно).

-  Путешествие капельки воды (творческое задание по выбору, презентация, рисунок или рассказ).

Рефлексия (2-4мин.)

Даёт задание учащимся  в тетрадях оценить свою деятельность

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала

Синяя капелька – урок был интересным, вы узнали что-то новое.

красная капелька – урок был неинтересным и нового ничего не узнал.

Выберите одну фразу для соседа по парте

-  Ты молодец

-  Я доволен твоей работой на уроке

-  Ты мог бы работать лучше.

Итог учителя. Я ….

Рада буду видеть вас на следующем уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!