I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Велики запасы пресных подземных вод, полноводных рек, крупных озёр и водохранилищ. – Около 2/3 всех запасов пресных вод нашей планеты находится в виде твёрдой воды. – Сравните два факта. 1 2 – Какой вопрос у вас возникает? 1 Почему основные запасы пресной воды – это лёд и снег? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Что такое снег? При каких условиях образуются снег и лёд? 1 – Чем снег отличается от льда? 1 – Что называют твёрдыми атмосферными осадками? 1 – Какими уникальными свойствами обладает твёрдая вода? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
II. Поиск решения. | 1. – Где в природных условиях на Земле встречаются снег и лёд? Покажите эти места на карте. 1 2 4 2. – Проанализируйте таблицу на с. 99. Выполните задание к ней. Какую информацию можно получить, анализируя данные таблицы? 1 2 3 4 1 2 3. – Вода в твёрдом состоянии – снег и лёд. Что такое снежный покров? Каким он может быть? Как образуется? 1 – Выполните задание к рис. 92 на с. 99. 1 – Расскажите по рисунку, как образуется снежинка. 2 3 4 1 2 – Сравните рис. 93 и 94, с. 100. Чем различаются понятия «снежный покров» и «снежник»? 1 2 4 4. – Что со временем происходит со снежником? 1 – Используя текст на с. 100–101, составьте схему «Виды ледников». 3 4 – Выполните задание на с. 101 по тексту. 1 – Выполните задание 11 на с. 104. 1 5. – Что такое айсберг? 1 – Из каких ледников образуются айсберги? 1 – Выполните задание на с. 101 по тексту к рис. 97. 1 3 6. – Как образуется лёд на водоёме? Сравните процесс образования льда на море и озере. Используйте текст на с. 102. 1 2 4 1 2 – Что такое ледоход и ледостав? 1 Какие меры предосторожности необходимо соблюдать в эти периоды? 1 Составьте памятку правил поведения во время ледостава и ледохода. 1 3 7. – В каком виде лёд встречается под землёй? 1 – Выполните задание к рис. 100 на с. 103. 1 8. – Выполните задание 8 на с. 104. 1 – Выполните задание 2 на с. 103. 1 9. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. – Вопросы 1, 3–6, с. 103–104. 1 2. – Задания 7, 9, с. 104. 1 | |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 18, задания 10, 12, с. 104, на выбор. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |