I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – О чём пойдёт речь в тексте с названием «Самое обычное и необыкновенное вещество Земли»? 2 – Встречается ли вода на других планетах Солнечной системы? В чём её особенность на Земле? 2 1 – Существует мнение, что вода – самое необыкновенное вещество в мире. Однако воды на Земле много, и она есть повсюду. – Согласны ли вы с этим утверждением? – Какой вопрос у вас возникает? 1 – Можно ли утверждать, что вода – самое необыкновенное вещество на Земле? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Какие свойства воды вам известны? 1 – Что такое выветривание? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. |
II. Поиск решения. | 1. – Земную воду можно назвать как самым обычным, так и самым необыкновенным веществом в мире. Давайте проведём исследование и соберём доказательства двух мнений. Работать будем в группах: 1) вода – обычное вещество; 2) вода – необыкновенное вещество. 2. Задание для первой группы: – В каких агрегатных (работа со словарём: что значит агрегатное состояние?) состояниях встречается вода? 1 4 – Возможен ли переход из одного состояния в другое? Когда мы это наблюдаем? Приведите примеры. 1 1 – Где встречается вода на Земле? Составьте схему «Распространение воды на Земле». 1 2 3 – Связаны ли между собой все воды планеты? Используя текст на с. 95, определите причины, обеспечивающие мировой круговорот воды. 1 2 5 1 2 3 – Используя рис. 90 на с. 95, определите составляющие этого круговорота. 2 3 – Выполните задание на с. 95. 2 – В чём заключается следствие круговорота воды на планете? Какова его роль? 2 5 1 2 3 3. Задание для второй группы: – Используя схему на с. 96, рис. 91, определите уникальные свойства воды. 1 2 3 – Заполните таблицу «Исключительные свойства воды». 2 3 5 1 2 3 Название свойства | Сущность | Роль | Хороший растворитель | | | Высокая теплоёмкость | | | Большая текучесть | | | Расширение при замерзании | | | Твёрдая вода легче жидкой (плотность) | | | – Выполните задание на с. 96. 2 4. Обсуждение выполненных заданий. Обмен информацией. Задание 6, с. 98. 5. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. – Вопросы 1–3, с. 98. 1 2. – Задания 4, 5, 8, с. 98. 1 3*. – Выполните задание 7, с. 98. | |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 17, задание 9, с. 98 (по желанию). – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |