I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Сравните и проанализируйте представленную информацию: 1 2 – Существует ряд классификаций, созданных известными климатологами: В. Кёппеном, Б.П. Алисовым, А.А. Григорьевым, М.И. Будыко, Л.С. Бергом и др. Борис Павлович Алисов предложил выделять семь климатических поясов. – Классификация климатов В. Кёппена выделяет 11 основных типов климата. – Современная климатология выделяет 13 климатических поясов. – Какой вопрос у вас возникает? Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1 Почему существует такое разнообразие климатов? 2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 3. – Каковы причины неравномерности нагревания поверхности Земли? Что называют воздушными массами? Какие воздушные массы вы знаете? Назовите основные черты климата вашей местности. 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – На основе текста «Классификация климатов» составьте схему, отражающую классификацию климатов. 1 2 3 4 5 – Используя рисунок 6.3, внесите в схему информацию о воздушных массах каждого из выделенных климатов. 2 3 4 5 – Выполните задание 3 в рабочей тетради. 1 – Объясните, как влияют географическая широта и воздушные массы на климат. Ответ обоснуйте. 1 2 4 6 2. – Работаем в группах. 1 2 3 – Составьте характеристику климатических поясов, используя текст учебника, климатограммы и карты атласа. Используйте план анализа климатической диаграммы на с. 376. Информацию занесите в таблицу. 1 2 3 4 6 7 1-я группа: Экваториальный пояс. 2-я группа: Тропический пояс. 3-я группа: Субэкваториальный пояс. 4-я группа: Умеренный пояс. 5-я группа: Субтропический пояс. 6-я группа: Арктический и антарктический пояса. 7-я группа: Субарктический и субантарктический пояса. Название пояса | Расположение | Погода | Воздушные массы | Осадки | Растительность | | | | | | | 3. – Выполните задание 2 в рабочей тетради. 1 2 4*. – Объясните, 1 2 4 5 6 чем отличается континентальный тропический климат от океанического; чем отличается континентальный умеренный климат от океанического и климата тропиков западных берегов от климата тропиков восточных берегов? 5. – Выполните задание 4 на с. 46. В чём состоят особенности климатов гор? 1 2 6. – Климат влияет на пространственное размещение растительности, почв и водных ресурсов, а значит, на землепользование и экономику. Докажите, так ли это. 1 2 4 6 7. – Как ответим на основной вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. Вопросы 1–3, с. 46. 2. Задания 5–7, с. 46. | Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 7; задания 8–9, с. 46; задания 1, 4 в рабочей тетради (на выбор). – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |