Конспект урока географии по теме:
"Природные зоны Африки".
7-й класс
Кочерешко Алёна Анатольевна, учитель географии
Цели:
Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;
Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формирование артистических способностей учащихся, развивать интерес к географии.
Планируемые результаты:
а) Личностные:
1. Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации.
2. Коммуникативные навыки — владение основными навыками работы в группе.
3. Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.
б) Метапредметные:
1. Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
2. Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично.
3. Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.
в) Предметные:
1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного и животного мира.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы заданий и бланки для групп, жетоны, атласы, карты природных зон мира и Африки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.
– Здравствуйте, ребята.
Я рада приветствовать вас.
Презентация
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать.
– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!
– Что же, предлагаю начать нашу работу.
СЛАЙД
– Ребята, мы продолжаем изучать во всем величии и красоте волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом.
СЛАЙД
– Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира». Николай Гумилев.
II. Деление на пары
– Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы-экспедиции, взяв листочки разного цвета. К этим листочкам мы с вами еще вернемся.
Сегодня у нас еще есть одна причина считать урок необычным.
СЛАЙД
Ведь мы сегодня совершим увлекательное виртуальное путешествие по материку … АФРИКА.
– Давайте вспомним, что нам известно об этом уникальном материке?
III. Проверка домашнего задания
1. Работа с интерактивной доской
Пары выбирают себе карточку, после минутного обсуждения, выходят к доске и выполняют задание.
СЛАЙД Задания на карточках:
1. Подпишите на климатической карте названия климатических поясов (ЭКП, СЭКП, ТКП, СТКП)
2. Нарисуйте облако в тех климатических поясах, где много дождей. (ЭКП)
3. Подпишите ВМ в тех поясах, где их господствует только одна. (ЭВМ, ТВМ)
Дополнительное задание:
1. Сколько на территории Африки переходных климатических поясов? Назовите (2, СЭКП, СТКП)
2. Почему их назвали переходные? (Воздушные массы переходят летом и зимой)
3. Подпишите ВМ в переходных поясах.
4. Кто сможет нарисовать облачко, указав сезон года наиболее влажный в этом климатическом поясе.
Вывод:
1. Климатические особенности этого материка однообразны или разнообразны?
2. О чем это свидетельствует? (О разнообразии растительного и животного мира)
2. Работа с интерактивной доской. Разгадывание кроссворда, определив тему сегодняшнего урока (Приложение 2)
– Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы должны разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала. Команды по очереди выходят к доске и заполняют кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Недалеко от этого города, который является столицей государства Ливия, была зарегистрирована самая высокая температура + 58 градусов. (Триполи)
2. Благодаря тому, что материк расположен между Северным и Южный тропиков, он считается самым … (жарким)
3. Этот замечательный исследователь уехал в Африку в качестве врача и миссионера, и провел в непрерывных экспедициях почти 30 лет. (Ливингстон)
4. Раздел географии, который посвящен описанию различных видов водоемов: рек, озер, болот, водохранилищ.
5. Самая полноводная река мира? (Конго)
6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
7. Американский журналист, в честь которого был назван водопад на реке Конго. (Стэнли)
8. Один из очень распространенных видов хозяйственной деятельности многих водных районов материка. (Рыболовство)
9. Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира. (Тропический)
10. Островки зелени в негостеприимном пустынном краю. (Оазисы)
11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)
12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)
13. Постоянные ветры, господствующие над большей территорией Африки, дующие от тропиков на экватор. (Пассаты)
СЛАЙД
– Итак, тема сегодняшнего урока – «Природные зоны Африки».
– А какие природные зоны вы знаете?
– Посмотрите на листочки, которые вы брали при делении на группы. Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему?
Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса
Желтый – пустыни
Желто-зеленый – саванны и редколесья.
– Как вы думаете, в каком климатическом поясе могут располагаться ваши природные зоны?
СЛАЙД – Обратите внимание, у вас на столах находятся листы самооценки. Оцените себя в разделе «Домашнее задание», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.
IV. Определение целей урока
СЛАЙД
– Определив тему урока, попробуйте сформулировать, что сегодня на уроке мы должны будем узнать?
Какие природные зоны есть на материке Африка;
Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;
Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;
Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;
Приспособленность растений и животных к различным условиям;
Использование природных зон человеком.
Внимание экспедициям!
– Сейчас вы приступаете к изучению вашей природной зоны.
Каждая экспедиция выбрала для изучения природную зону. После изучения дополнительного материала, карт атласа, вы заполняете в электронном варианте опорный конспект (Приложение 1). Итогом вашей работы будет выступление. На ваших столах лежит карточка с названием должности эксперта в этой экспедиции: капитан, климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи. Выбирайте выступающего, того, кто будет представлять отчёт о проделанной работе.
V. Работа в парах с компьютером и дополнительным материалом
СЛАЙД
Время для работы в парах ограничено – 10 минут.
На рабочем столе найдите папку «Природные зоны Африки. 7 класс»
В этой папке файлы:
Опорный конспект;
Справочные материалы;
Карты Африки.
– Можно использовать раздаточные материалы в печатном виде у вас на столе. Не забудьте о распределении обязанностей, чтобы все успеть. 2-3 минуты ищите материал, выделяете, подчеркиваете, затем заполняете конспект. Сохраняете его на флешку и переносим на основной компьютер.
– Итак, поехали! Удачи всем!
Пока ребята ищут информацию. Ответственный за заполнение открывает опорный конспект.
– Мы с вами уже определили, в каком климатическом поясе расположена природная зона. Заполняйте!
VI. Защита своего проекта (2 минуты на каждую пару.)
– Итак, что же мы узнали с вами о трех природных зонах Африки? (Приложение 3)
3. Работа с мультимедийной доской
Установите соответствие:
Характеристика 1. Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. 2. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. 3. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. 4. Здесь ветер – великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть. 5. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго... 6. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди. 7. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой. 8. Большие суточные, годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание. 9. Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год. | Природная зона 1. Влажные экваториальные леса 2. Саванны и редколесья 3. Пустыни |
– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Первичное закрепление», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.
– Обратите внимание, как много нового мы узнали о природных зонах.
– Давайте запустим машину времени и отправимся на 6 лет назад, когда у вас не было предмета географии, как бы вы тогда объяснили понятие пустыня.
«Объяснялки»
– Есть разница в том, что говорят первоклассники и семиклассники?
Ваша речь более рассудительная, доказательна, сколько много новых слов появляется в вашем лексиконе. Важна география в вашей жизни?
– Вернемся к листам самооценки. Оцените себя в разделе «Заполнение опорного конспекта», и в течение 1 минуты обсудите и поставьте коллективную оценку каждому члену экспедиции за этот вид работы.
VII. Первичное закрепление
1. По видео фрагментам определить природную зону.
2. По фотографиям определите, в какой природной зоне живут эти животные и растения. (Приложение 4)
VIII. Рефлексия
– Вернемся к слайду с задачами.
– Как вы считаете, что у нас на уроке сегодня получилось?
– Что было для вас самым интересным?
– Что было для вас сложным?
IX. Домашнее задание:
– Когда будете уходить, возьмите ваши опорные конспекты, чтобы учить дома.
1. № 24 учить,
2. Творческое задание:
составить презентацию по национальным паркам и заповедникам Африки;
составить опорный конспект по другой природной зоне
– Покажите нам, пожалуйста, с каким настроением вы уходите с урока.
– Я сегодня ухожу с сегодняшнего урока с радостным настроением, с чувством благодарности к вам и вашей работе. Спасибо! (Прикрепляю солнышко улыбающееся, а вы наклейте свое настроение на мое солнышко).
X. Итог урока. Выставление оценок