I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Отгадайте загадки: Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная, Глядятся в него молодые рябинки, Цветные свои примеряя косынки, Глядятся в него молодые берёзки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц, и звёзды – В нём всё отражается… Как это зеркало называется? – О чём пойдёт речь на уроке? 2 2. – Такие озёра, как Мёртвое, Аральское, Каспийское, названы морями. 3. – Проанализируйте представленную информацию. 1 2 – Какой вопрос у вас возникает? 1 – Почему эти озёра называют морями? 4. – Как нам действовать, чтобы ответить на основной вопрос урока? Какие у вас будут гипотезы? 1 2 – Составьте план действий. 5. – Что такое озеро? 1 – Что такое болото? 1 – Чем отличается озеро от болота? 1 – Какие водоёмы мы изучили? 1 – Какие особенности характерны для изученных водоёмов? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
II. Поиск решения. | Возможно организовать изучение данных водоёмов в группах: а) озёра; б) болота. 1. – Сравните озеро и море. Результаты сравнения занесите в таблицу. 1 2 3 4 Особенности | Море | Озеро | 1. Принадлежность к Мировому океану. | | | 2. Определение водоёма. | | | 3. Особенности происхождения. | | | 4. Особенности вод. | | | 5. Виды. | | | 2. – Работаем с физической картой. – Приведите примеры и покажите на карте озёра: а) крупные; б) глубокие; в) пресные; г) солёные; д) сточные; е) бессточные. – В каких природных зонах они встречаются? 1 3. – Какие причины влияют на уровень воды в реках? Изменяется ли уровень воды в озёрах? Какие причины влияют на этот процесс? 1 2 1 4. – Что такое речная система? Могут ли озёра образовывать систему? Найдите и покажите на карте примеры озёрных систем. В чём их особенности? 1 2 1 5. – Используя текст на с. 116, составьте схему «Значение озёр». 1 2 3 6. – Что со временем происходит с экосистемой озеро? Каковы причины изменения озера в болото? 1 1 7. – Продолжим сравнение. Заполните таблицу полностью. 1 2 3 4 Особенности | Море | Озеро | Болото | 1. Принадлежность к Мировому океану. | | | | 2. Определение водоёма. | | | | 3. Особенности происхождения. | | | | 4. Особенности вод. | | | | 5. Виды. | | | | 8. – Проанализируйте информацию, собранную в таблице. В чём сходство и различие озера и болота? 1 2 1 2 3 9. – Выполните задания по тексту на с. 117. 1 2 10. – Используя текст на с. 117–118, составьте схему «Значение болот». 1 2 3 11. – Проведите дискуссию: «Надо ли осушать болота или необходимо их сохранять и беречь?». Выскажите свою точку зрения по этому вопросу. 4 1 2 3 12. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. – Вопросы 1–2, с. 118. 2. – Задания 3–4, 6–7, с. 118. 3. – Работая в парах, выполните задание 8, с. 118. | |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 21, задание 5. 4 – Используя интернет-ресурсы и дополнительную литературу, проведите исследование (по желанию). – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |