I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Как вы понимаете «Мир земной жизни»? 1 – Кто его изучает? 1 – В чём различия подходов к изучению мира земной жизни у биологов и географов? 1 2. – Прокомментируйте высказывание В.И. Вернадского: «Я буду называть живым веществом совокупность живых организмов, выраженную в весе, в химическом составе, в мерах энергии». 2 3. – Какой вопрос у вас возникает? 1 4. – Можно ли подсчитать общий вес живых организмов и всю вырабатываемую ими энергию? Зачем это нужно? 5. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 6. – Из чего состоят все живые организмы? 1 – На какие группы разделяют живые организмы? 1 – Что такое круговорот воды и горных пород? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
II. Поиск решения. | 1. – Какие царства живых организмов выделяют учёные? 1 – Приведите примеры организмов каждого из представленных царств на рис. 163, с. 153. 2 3 – Что можно сказать о многообразии живых организмов? Чем они различаются? 1 2. – Что необходимо живым организмам? 1 3. – Живые организмы разнообразны, имеют общие свойства. Какие? 1 Составьте кластер понятий, отражающий свойства живых организмов. 2 3 4. – Что значит: «Особое состояние вещества»? 1 – Используя текст на с. 154–155 и работая в парах, сформулируйте вопросы к тексту. (Один задаёт вопрос, другой отвечает.) 2 3 4 1 2 3 5. – Работаем с рис. 165 на с. 155. Как происходит биологический круговорот? 1 2 3 – Какие условия обеспечивают круговорот? 1 – Будет ли осуществляться биологический круговорот, если убрать хотя бы одно его звено? 1 2 6. – Заполните таблицу: 2 3 4 Признаки для сравнения | Производители | Потребители | Разрушители | Роль в природе | | | | Примеры | | | | 7. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. Вопросы 1–2, с. 156. 2. Задания 3–5, с. 156. | Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |