Урок: «Земля – часть Солнечной системы»
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Ф.И.О. Большая Елена Николаевна
Место работы: г. Керчь, Республика Крым МБОУ школа №11 им. Серго Орджоникидзе
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок № 8, §7, стр. 25-29).
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение. 5-6 классы.
Цель: сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.
Технологическая карта урока по теме: «Земля-часть Солнечной системы»:
№ п/п
|
Название этапа урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
1
|
Актуализация знаний
|
Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку
|
Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке (К,Л.)
|
Предоставляет материалы, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца.
Задаёт вопросы, способствующие развитию логики:
- Почему дети любят рисовать Солнце?
Какова его роль в жизни?
|
Рассматривают рисунки.(Р)
Рассуждают, вспоминают,
отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. (П,Р,К.)
Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света. (П)
|
Демонстрирует словосочетание:
«Солнечная система».
Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания.
Задаёт вопрос:
-Как вы понимаете слово система?
-Какие небесные тела вы знаете?
|
Анализируют, выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.(П)
Вступают в диалог с учителем, (К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)
|
2.
|
Создание проблемной ситуации
|
-Что для вас Вселенная?
-Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему?
Подводит к понятию формулировки Солнечной системы.
|
Вступают в диалог с учителем, (К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.П)
Проявляют познавательную инициативу (П,К.)
|
3
|
Целеполагания
|
Создаёт готовность к предстоящей деятельности.
Организует работу с учебником на стр.25.
|
Работают с учебником,
находят определение «Солнечной системы, читают. (П)
|
4
|
Изучение новой темы
|
Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы:
-Что у меня в руках?
-Что изображает модель глобуса?
-Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина.
Обоснуйте свой ответ.
Организует работу с глобусом.
Вопрос-обобщение:
-Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан?
Знакомит с новым понятием «Мировой океан»
Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живем, и она является частью большой Солнечной системы.
|
Вступают в диалог с учителем, (К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.)
Высказывают свои предположения. (К,Л.)
Обобщают результаты наблюдений (П)
Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям. (П)
Вступают в диалог, (К.) систематизируют свои знания. (Р)
Закрепляют новое понятие вслух. (П,К)
|
Даёт задание сформулировать тему урока.
|
Формулируют тему урока. (Р.,К.) анализируют предстоящую работу. (Р)
|
Организует работу в тетради и с учебником.
|
Записывают тему урока: «Земля-планета Солнечной системы».
Записывают определение Солнечной системы стр.25. (П.)
|
Организует работу с учебником. (рис.19, стр.26-27 «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами:
-Какую форму имеют планеты?
-Сравни их по размерам.
-Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км)
-Какая планета расположена ближе всех к Солнцу. Возможна ли жизнь на этой планете?
Почему? Обоснуйте.
-Дай описание поверхности планеты Венера (исп. рис.20 стр.27)
-Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу?
|
Работают с текстом учебника, анализируют рис.19.(П)
Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий. (Р)
|
Создаёт проблемную ситуацию.
- Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты?
Организует работу с текстом учебника (стр.27,29 статья «Земля-уникальная планета» 1,2,6 абзатцы)
|
Знакомятся (Р,П.)с новыми понятиями, выписывают (Р.П,)новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют.(П.)
|
Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд-твёрдое состояние, держим в руке тает-жидкое, нагреваем-испаряется)
Вопрос:
- Что общего меду результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли.
|
Анализируют (П)опыт, сопоставляют (П,Р) информацию полученную из учебника. Делают выводы (П.Р)
Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки: атмосферы, гидросферы, литосферы.(П,)
|
|
Закрепление.
|
Проверяет усвоение нового материала:
1.Организует работу на установку соответствия понятий.
|
Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию:
Атмосфера-воздушная оболочка;
Гидросфера-водная оболочка;
Биосфера-оболочка, заселённая живыми организмами;
Литосфера-твёрдая оболочка.
Проводят корректировку по ситуации.
|
2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме:
Мировой океан-это
А) массивная часть суши материков
Б) гигантское созвездие Вселенной
В) непрерывное водное пространство
Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы:
А) находятся ближе к Солнцу
Б) состоят из газообразных веществ
В) состоят из твёрдого вещества
Г) имеют небольшие размеры
Д) быстро вращаются вокруг оси.
Е) находятся дальше от Солнца
Ж) медленно вращаются вокруг оси.
|
Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей. (П)
Формулируют ответы, применяя полученные знания. (П,К,Л)
|
|
Итог урока.
Рефлексия.
|
Подводит итог урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Заполняет карту «Мониторинг активности работы на уроке».
Объясняет домашнее задание §7, стр.25-29, вопросы стр.29,творческие задания:
- «И на Марсе будут яблони цвести?!»
|
Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. (К,Л)
Записывают домашнее задание в дневник. (Р)
Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю. (Л)
|
Прощается с учащимися.
|
Прощаются, организуют дежурство (в классе.(К.Л.)
|
Просмотр содержимого документа
««Земля-часть Солнечной системы»»
Урок: «Земля – часть Солнечной системы»
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Ф.И.О. Большая Елена Николаевна
Место работы: г. Керчь, Республика Крым МБОУ школа №11 им. Серго Орджоникидзе
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: «Земля – часть Солнечной системы» (урок № 8, §7, стр. 25-29).
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение. 5-6 классы.
Цель: сформировать представление о Солнечной системе и уникальности планеты Земля, как её составной части.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами; показать уникальность Земли как планеты, на которой мы живём.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности Вселенной.
Планируемые результаты:
Личностные: научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, делать сравнительный анализ, обобщение, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах.
Предметные: анализировать иллюстративно-справочные материалы и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознавать необходимость изучения окружающего мира, планет Солнечной системы и себя как уникального и неповторимого жителя на планете Земля и вырабатывать бережное отношение к окружающему миру через добрые дела и поступки.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, корректировать свои действия в соответствии с изменяющей ситуацией, владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные: определять понятия: солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; анализировать и обобщать факты; преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы в текст); структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы, понимать и принимать позицию другого, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, глобус, карта полушарий, фотографии.
Технологическая карта урока по теме: «Земля-часть Солнечной системы»:
№ п/п | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Актуализация знаний | Приветствует учащихся, проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя, готовы приступить к работе на уроке (К,Л.) |
Предоставляет материалы, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала. Демонстрирует несколько детских рисунков, где есть изображение Солнца. Задаёт вопросы, способствующие развитию логики: - Почему дети любят рисовать Солнце? Какова его роль в жизни? | Рассматривают рисунки.(Р) Рассуждают, вспоминают, отвечают на вопрос, предлагают свои варианты ответов. (П,Р,К.) Делают выводы, что Солнце-источник тепла, света. (П) |
Демонстрирует словосочетание: «Солнечная система». Задаёт вопрос: выделите главное слово из словосочетания. Задаёт вопрос: -Как вы понимаете слово система? -Какие небесные тела вы знаете? | Анализируют, выделяют главное слово «Солнечная», так как Солнце главное в жизни.(П) Вступают в диалог с учителем, (К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.) |
2. | Создание проблемной ситуации | -Что для вас Вселенная? -Как движутся небесные тела – вокруг Солнца или наоборот. Почему? Подводит к понятию формулировки Солнечной системы. | Вступают в диалог с учителем, (К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.П) Проявляют познавательную инициативу (П,К.) |
3 | Целеполагания | Создаёт готовность к предстоящей деятельности. Организует работу с учебником на стр.25. | Работают с учебником, находят определение «Солнечной системы, читают. (П) |
4 | Изучение новой темы | Демонстрирует модель глобуса. Задаёт вопросы: -Что у меня в руках? -Что изображает модель глобуса? -Согласны ли Вы с выражением, что наша планета Земля- это голубая жемчужина. Обоснуйте свой ответ. Организует работу с глобусом. Вопрос-обобщение: -Благодаря чему нашу планету было бы правильнее называть планета Океан? Знакомит с новым понятием «Мировой океан» Подводит к тому, что на этой замечательной планете мы живем, и она является частью большой Солнечной системы. | Вступают в диалог с учителем, (К.,Л.)отвечают на вопрос, (П,К.) предлагают свои варианты ответов.(К.) Высказывают свои предположения. (К,Л.) Обобщают результаты наблюдений (П) Находят крупные водные объекты (океаны), называют их, сравнивают по площадям. (П) Вступают в диалог, (К.) систематизируют свои знания. (Р) Закрепляют новое понятие вслух. (П,К) |
Даёт задание сформулировать тему урока. | Формулируют тему урока. (Р.,К.) анализируют предстоящую работу. (Р) |
Организует работу в тетради и с учебником. | Записывают тему урока: «Земля-планета Солнечной системы». Записывают определение Солнечной системы стр.25. (П.) |
Организует работу с учебником. (рис.19, стр.26-27 «Планеты солнечной системы» и карточкой с вопросами: -Какую форму имеют планеты? -Сравни их по размерам. -Определи расстояние планет от Солнца (в млн.км) -Какая планета расположена ближе всех к Солнцу. Возможна ли жизнь на этой планете? Почему? Обоснуйте. -Дай описание поверхности планеты Венера (исп. рис.20 стр.27) -Какую позицию занимает планета Земля по близости к Солнцу? | Работают с текстом учебника, анализируют рис.19.(П) Предлагают свои варианты ответов, выдвигают гипотезы о жизни на планете Меркурий. (Р) |
Создаёт проблемную ситуацию. - Как Вы думаете, в чём уникальность нашей планеты? Организует работу с текстом учебника (стр.27,29 статья «Земля-уникальная планета» 1,2,6 абзатцы) | Знакомятся (Р,П.)с новыми понятиями, выписывают (Р.П,)новые понятия выделенные жирным шрифтом и ключевые слова из предложений по диагонали и их формулируют.(П.) |
Организует небольшой опыт по 3-м состояния воды: (лёд-твёрдое состояние, держим в руке тает-жидкое, нагреваем-испаряется) Вопрос: - Что общего меду результатами наблюдаемого опыта и характеристикой по уникальности Земли. | Анализируют (П)опыт, сопоставляют (П,Р) информацию полученную из учебника. Делают выводы (П.Р) Обобщение полученных знаний о трёх состояниях оболочки: атмосферы, гидросферы, литосферы.(П,) |
| Закрепление. | Проверяет усвоение нового материала: 1.Организует работу на установку соответствия понятий. | Обобщают опыт полученных знаний, классифицируют (П)по соответствию: Атмосфера-воздушная оболочка; Гидросфера-водная оболочка; Биосфера-оболочка, заселённая живыми организмами; Литосфера-твёрдая оболочка. Проводят корректировку по ситуации. |
2.Проверяет усвоение знаний в тестовой форме: Мировой океан-это А) массивная часть суши материков Б) гигантское созвездие Вселенной В) непрерывное водное пространство Выбери характеристики, относящиеся к планетам Земной группы: А) находятся ближе к Солнцу Б) состоят из газообразных веществ В) состоят из твёрдого вещества Г) имеют небольшие размеры Д) быстро вращаются вокруг оси. Е) находятся дальше от Солнца Ж) медленно вращаются вокруг оси. | Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей. (П) Формулируют ответы, применяя полученные знания. (П,К,Л) |
| Итог урока. Рефлексия. | Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Заполняет карту «Мониторинг активности работы на уроке». Объясняет домашнее задание §7, стр.25-29, вопросы стр.29,творческие задания: - «И на Марсе будут яблони цвести?!» | Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя. (К,Л) Записывают домашнее задание в дневник. (Р) Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю. (Л) |
Прощается с учащимися. | Прощаются, организуют дежурство (в классе.(К.Л.) |