СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии на тему: "Форма и размеры Земли."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии на тему: "Форма и размеры Земли."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему: "Форма и размеры Земли."»

Урок 5.


Тема: Форма и размеры Земли.

Цель:

По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Оборудование: портреты «Пифагор», «Аристотель», глобус.


Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.


1. – Древние греки знали только Ойкумену.

– В V–III веках до н.э. древние греки высказали предположение о шарообразности Земли и математически рассчитали её размеры. Пифагор определил форму Земли, а Эратосфен – её размер.

– Проанализируйте данную информацию. Какой у вас возникает вопрос?

1 3 1

Каким образом древние греки смогли узнать форму и истинный размер Земли? 1

– Сформулируйте тему урока. 1

2. – Как назвали древние греки населённую людьми сушу? Какую форму имеет наша планета? 1

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

6. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

II.

Поиск решения.

1. – Как люди представляли форму Земли в древности? 1 1

2. – Работая в группах с учебником и дополнительной информацией, расскажите, как древние греки определили форму и размер Земли. 1 3 5 1 2 3

3. – Древнегреческий астроном и географ Эратосфен жил в Александрии, там и проводил свои наблюдения. Как-то он узнал, что в г. Асуане, находящимся на расстоянии 5000 стадий (одна греческая стадия примерно равна 157,5 м) от Александрии, в день летнего солнцестояния Солнце освещает дно колодца.

Учитывая то, что, по наблюдениям самого Эратосфена, в этот день лучи Солнца падали под углом 7,12о к вертикали, давайте попробуем вычислить размеры Земли. 3 4 5 6 2 3 2 3

а) – Выполним чертёж к этой задаче.

б) – Рассчитаем расстояние от А до В:

5000 стадий · 157,5 м = 787 500 м

в) – Так как центральному углу АОВ = 7,12о соответствует дуга

АВ = 787 500 м, то составим пропорцию:

360о / 7,12о = длина всей окружности / 787 500 м.

г) – Решив эту пропорцию, получаем длину всей окружности:

360о · 787500 м / 7,12о = 39 375 000 м.

д) – Помня о том, что длина всей окружности = 2∏R, где R – радиус окружности, находим

R = 39 375 000 м / 2∏ = 62 69 904,4586 м.


4. – Сравните полученные данные с размерами Земли, рассчитанными другими, более современными способами, используя рис. 37 на с. 33. Сделайте вывод. 1 4 5 3

5. – Каковы географические следствия формы и размера Земли? 1

– Заполните логическую цепочку. Как называется эта закономерность? 1 2 2 3

6. – Выполните задание к рис. 38 на с. 34. Составьте характеристику поясов освещённости. 1 3 4 5 1 3

Название пояса освещённости

Положение Солнца

Угол падения солнечных лучей

Продолжительность дня

Количество тепла

1.





2.





3.





7. – Как ответим на вопрос урока? 3


Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


III. Самостоятельное применение знаний.


1. – Ответьте на вопросы 1–5 на с. 35. 5

2. – Выполните задания 6, 7 на с. 35. 5 1


ΙV.

Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку. 3 4

Домашнее задание, §5.

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?



ТОУУ


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с логической цепочкой, таблицей.

* Отметить учеников, которые решали задачу.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.





© ООО «Баласс», 2012



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!