Оргмомент (1 мин). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Дежурный, кто отсутствует на уроке? Давайте проверим, все ли готово к уроку? Дневник, учебник, тетради, пенал. Все на месте? Девизом нашего урока являются слова известного писателя Максима Горького: «Знать необходимо не затем, чтобы только знать, но и для того чтобы научиться делать.» Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок? Поднимите руку, у кого радостное настроение? Кому сейчас грустно? А кто совсем без настроения пришел? А что нужно сделать, чтобы настроение улучшилось? Нужно хорошо поработать. Вы готовы? Итак, с чего начинается ваш день? Правильно, с утренней гимнастики. А с чего начинается урок математики? С разминки для ума. | Отчет дежурного Ответ учащихся С мотрят слайд 1 и поднимают руку С утренней гимнастики С разминки для ума |
3. Вводная беседа (4 мин) Ребята, посмотрите внимательно на доску. Я не записала тему сегодняшнего урока. Она оказалась зашифрованной. Чтобы ее отгадать, нужно сопоставить результаты ваших вычислений с координатами точек на луче. К доске пойдут два ученика. Итак, у нас получилось два слова: делитель и кратное. Откройте тетради и запишите число, классная работа, тема урока: Делители и кратные. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями, научимся находить делители и кратные чисел. Эти знания и умения вам пригодятся в дальнейшем при изучении темы «Обыкновенные дроби». Как вы думаете, с каким арифметическим действие будет связана тема? Карина для вас подготовила небольшое сообщение. С древних времен для решения практических вопросов людям приходилось считать предметы и измерять величины: например, сколько овец в стаде, сколько величин мер зерна собрано с поля. Стали появляться более сложные задачи, связанные с действием деления. Выходя на охоту, охотники должны знать, какое наименьшее число добычи они должны принести, чтобы ее можно разделить между собой поровну. Первым, кто стал изучать вопрос о делимости чисел уже в VI в. до н.э. был древнегреческий ученый – математик Пифагор и его ученики. | Записывают буквы, соответствующие результатам делений Слайд 2 Запись в тетрадях С делением Слайд 3 В ыступление ученика |
4. Изучение нового материала и первичное закрепление (10 мин) Для начала давайте вспомним компоненты деления. Как называются числа при делении? Выполните следующие задания: Найдите частное, делимое, делитель Посмотрите внимательно на слайд. На какие группы можно разделить данные числовые выражения? А на какие две группы можно разделить выражения, записанные на доске? Как вы думаете, как называются числа, на которые делится число 24? Так вот ребята, числа, на которые число а (24) делится без остатка, называются делителями числа а. Запишите в тетрадях делители 24: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24. Скажите, а можно еще назвать делители числа 24? Правильно, количество делителей у числа ограничено. Решите задачу: Как называется число 3? Задание группе 1. Назовите делители числа 12 Второй - 15, Третьей – 23. Проверяем. 5. Физминутка (2 мин) Дружно встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь. Рук коленями коснитесь Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. 6. Изучение материала (10 мин) Ребята, на столах у вас лежат задачи. Прочитайте их внимательно и предложите нам свои варианты ответов. На столе лежат пачки с печеньями по 8 в каждой. Можно ли не раскрывая пачки взять 8 печений 1 группа, 16 печений – 2 группа и 24 печенья – 3 группа. Проверяем ваши варианты ответов. А 18 печений можно взять? Числа 8, 16, 24 называются кратными числу 8. Число а называется кратным числу в, если делится на него без остатка. Запишите в тетрадях кратные 8: 8, 16, 24, 64, …Слово кратное равносильно слову делится. Задания группам: Какому числу кратны числа 5, 10, 15? Назовите числа, кратные 2 Из чисел 1,2, 8, 16, 48, 72, 94 выберите те, которые кратны числу 8. Посмотрите на выражения, записанные на правой половине доски. Назовите числа, кратные 9. А можно еще назвать такие числа? Правильно. Кратных чисел бесконечно много. Итак, давайте еще раз закрепим понятия «делители» и «кратные»: сколько делителей у 10, кратных? Самое маленькое кратное? | Слайд 4 Слайд5 Слайд 6 Делятся с остатком и без остатка Слева число 24 делится на 2,3,4, и т.д., а справа числа 9, 81, 27 делятся на 9. Делители Нет. Слушают Отвечают устно Делитель числа 9 Выполняют задания в парах Работаю в группах Называют 9, 36, 81, 27, 54, 45. Да, например, 999 и др. |
7. Первичный контроль усвоенного материала (5 мин). Ну а теперь пришло время для самостоятельной работы. У каждого из вас на столах лежат карточки с заданиями, которые вам необходимо выполнить. Работаем прямо в листочках, пишем ручкой. Верно ли, что 4 делитель числа 96?________ Верно ли, что 96 кратно числу 4?__________ Подчеркни числа, кратные числу 6: 13, 12, 24, 36, 75, 48, 23 Подчеркни числа, являющиеся делителем числа 34: 1, 3, 2, 17, 68, 45, 34. Впиши пропущенное слово: число 72_____числа 360; число 32 ____числу 8. Запиши все делители числа 18.________________ Запиши пять чисел, кратных числу 6.___________ Для тех, кто быстро справился с заданием на листочках, предлагаю в тетрадях выполнить №277. Поменяйтесь карточками с соседом. Проверяем и выставляем отметку. За все задания, сделанные правильно выставляем 5, за одну ошибку – 4, за 2-3 ошибки – 3. Более 3-х ошибок – 2. Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. Кто допустил одну ошибку. Кто сделал больше двух ошибок? | Выполняют работу на карточках. Слайд 7 Проверяют по готовым ответам на слайде 17. |
8. Итог урока (2 мин) Итак, ребята. Давайте подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Ребята, а давайте посмотрим, ваше настроение изменилось в лучшую или худшую сторону? У кого настроение стало хорошим? А кто продолжает грустить? А есть такие, у кого настроение испортилось? Ребята, а как вы думаете, кого сегодня можно отметить за работу на уроке? Дневники на стол | Мы сегодня познакомились с новыми понятиями Делители и кратные Научились находить делители и кратные чисел. Поднимают руки Предлагают кандидатуры |