СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что изучает физика" 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка первого урока в  7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что изучает физика" 7 класс»



Тема урока: ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА

Цель урока:

  • ОБУЧАЮЩАЯ: Доказать, что физика – это одна из наук о природе; вспомнить, какие явления изучает физика.

  • РАЗВИВАЮЩАЯ: 1. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями, анализация синтеза, сравнения, обобщения и т. д)

  1. Развитие логического мышления (выявление причинно – следственных связей).

  2. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.

  3. Развитие навыков умственного труда и умений его организовывать.

  4. Формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности, удивления).

  5. Формирования обобщенного способа действий

    • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: 1. Формирование умений самовзаимоконтроля.

  1. Формирование культуры речи.

  2. Формирование сознательной дисциплины.

  3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: 1. Словесный (объяснение, рассказ);

2. Наглядный (иллюстрации, демонстрации) ;

3. Практические (упражнения, опыты).


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, разработка урока «Что изучает физика» в PowerPoint, занимательные задачки по физике Г. Остера.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

2 . Актуализация опорных знаний. Физика! Это слово хорошо знакомо каждому - ведь это один из основ­ных учебных предметов. Многие любят физику и не только с интересом слу­шают объяснения учителя на уроке, но и занимаются сами. Правда, есть уче­ники, которым школьный курс физики кажется сухим и неинтересным. Не бу­дем с ними спорить: ведь для того, чтобы судить о каком-нибудь предме­те, нужно прежде всего его хорошо знать. А не каждый знает несколько многообразна физика, какое огромное количество явлений природы изучает эта наука.

С адясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, включая электролампу или телевизор, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, Вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших или маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах…

Гусли – самогуды, ковер – самолет, топор – саморуб – вот предметы сказочных мечтаний. Вспомните, в сказке А. С. Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной, -

Вмиг тогда мой петушок

Преподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.


И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другое объекты.

Как о чуде говориться в сказке Ершова «Конек – горбунок» о холодном свете:

Огонек горит светлее,

Г орбунок бежит скорее.

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем.

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится.

Диву дался тут Иван,

«Что,- сказал он, - за шайтан!

Шапок с пять найдется свету,

А тепла и дыму нету.

Эко чудо – огонек…»


И вот чудо – огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, учреждениях, метро, школах, на фабриках, больницах, заводах.

Да, сказки становятся былью: гусли – самогуды воплотились в патефон, магнитофон, радиоприемник. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров – саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки. /Смотрим видеофрагмент «Начало физики»/

Попытаемся в нескольких словах определить, что изучает физика. Вряд ли вам это удастся. Вот, например, астроном изучает различные небесные тела - планеты, звезды, туманности. Биология - это наука о живом ми­ре: растениях и животных. География изучает поверхность Земли, геология - ее недра. А физика? Попробуем разобраться в этом вопросе.

В озьмем такой пример. Нас интересует рост растений. На первый взгляд это не имеет ни малейшего значения к физике. Изучение роста и развития растений может ограничиваться подробным описанием внешних событий: как быстро увеличивается размер листьев, каким темпом возраста­ет толщина ствола, как образуется цветок и т. д. Это не физика. М ожно, как это делают агрономы, заинтересоваться влиянием солнечных лучей и удоб­рений или обильности поливки на скорость роста и развития растения. В решении этих важных вопросов так же нет физики. Однако при изучении роста растений возникают такие вопросы, как и почему вода поднимается вверх по стеблю растения и способна добраться до верхушки самой высо­кой сосны? Почему листья зеленые весной и летом, а осенью желтеют?

Н айти ответы на эти и многие другие вопросы, возникающие у ботани­ков, геологов, астрономов и ученых многих других специальностей, - зна­чит показать, каким общим законам природы подчиняется изучаемое нами явление.

Задача физики и состоит в том, чтобы найти эти общие законы, объяс­нить с их помощью все, что происходит вокруг нас в природе. Без знания общих законов природы, без умения их применять для предсказывания еще не открытых явлений человек не смог бы сделаться хозяином природы.

ФИЗИКА - ОДНА ИЗ НАУК О ПРИРОДЕ.

Основы физики как науки были впервые заложены в работах итальянс­кого ученого 17 века Галилео Галилея. Этого замечательного человека и ученого можно считать основоположником физики.

Конечно, еще древние китайцы, вавилоняне, египтяне и греки накопили ценные сведения по отдельным вопросам физики. Однако это были лишь слу­чайные и несистематизированные данные.

Наряду с более или менее законченными областями существуют разде­лы физики, которых кипит исследовательская работа, где еще не ясны общие законы природы. Это прежде всего относится к молекулярной, атомной, ядер­ной физике.

В течение 20 лет физики занимались изучением строения атомного ядра, единодушно полагая, что эти исследования имеют чисто теоретический интерес и не могут привести к практически важным результатам. Однако перед второй мировой войной было открыто деление ядра урана и началась эра овладения внутриядерной энергией.


А сейчас я должна вас предупредить, что в этом году у меня будет два помощника, которые будут помогать мне вести уроки. Давайте я сейчас вас и ними познакомлю. /Далее смотрим фрагмент мультфильма «Физика для самых маленьких»/




Н а уроках природоведения вы узнали, что в окружающем нас мире все время происходят различные изменения или, как говорят, явления. Таяние льда, гром и молния, падение дождевых капель, образование тени или эха - все это примеры физических явлений в неживой природе. В живой природе тоже постоянно происходят физические явления. Вла­га поднимается из земли к листьям по стеблям растений, кровь течет по сосудам, морская рыба электрический скат наносит ощутимые удары элект­рическим током, животное хамелеон способно изменить цвет своего тела, а некоторые бактерии способны даже светиться.

Физика – наука о природе. Но в природе происходит очень много разных изменений или явлений. ФИЗИКА ИЗУЧАЕТ ЯВЛЕНИЯ:

  1. МЕХАНИЧЕСКИЕ (движение тел, качение маятников и течение жидкостей по трубам, обращение Земли вокруг Солнца);

  2. ТЕПЛОВЫЕ (таяние льда, кипение воды, образование снега, действие электронагревательных приборов);

  3. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ (молния, электрический ток);

  4. СВЕТОВЫЕ (свеча, молния);

  5. ЗВУКОВЫЕ (гром, голос, музыка);

  6. ОПТИЧЕСКИЕ (распространение света в различных средах, отражение света от зеркал, свечение различных источников);

  7. МАГНИТНЫЕ (действие магнитов на железо, влияние Земли на стрелку компаса);

  8. АТОМНЫЕ (взрывы атомных бомб, процессы, происходящие в недрах звезд).

Как же может одна наука – физика – разобраться в таком множестве явлений? Причина состоит в удивительном свойстве науки – выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Например, изучив свободное падение шариков разных размеров с разной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться и при падении других тел. В этом и состоит ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ФИЗИКИ – ОТКРЫТЬ ЗАКОНЫ, КОТОРЫЕ СВЯЗЫВАЮТ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗЛИЧНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ, НАЙТИ СВЯЗЬ И ПРИЧИНЫ ЯВЛЕНИЙ.

Давно прошло то время, когда мерилом образованности служило одно лишь знакомство с литературой, живописью и музыкой. Человек, знакомый с живописью Рембранта, пьесами Шекспира и музыкой Чайковского, но не пони­мающий, почему Земля не падает на Солнце, "кто" вычерчивает изображение на экране телевизоров и почему самолеты летают и не машут крыльями, не может назвать себя образованным человеком.


3. Первичное закрепление материала.

N 1. Физика - наука о природе. Можно ли изучать природу, не уезжая на дачу?

ОТВЕТ: Можно. Природа не только на даче - она везде. Природу можно изучать, даже забравшись в постель и накрывшись с головой одеялом. Толь­ко нужно взять с собой побольше измерительных приборов.


N 2. Что такое наука? Зачем она?

ОТВЕТ: Любая наука - это не беспорядочная куча, а система разных знаний, с помощью которых можно предсказать будущее. Например, зная закон всемирного тяготения, легко предсказать, что арбуз, брошенный прямо вверх, упадет обратно. На голову тому, кто его бросил.


N 3. Что изучает физика? Какая у нее цель?

ОТВЕТ: Сама физика ни в кого не целится. Но бабахнуть может. Физика изучает физические явления, законы природу. И старается их объяснить. А если у нее не получается, физика не расстраивается. Ждет, когда ты вы­растишь, все поймешь и сам ей объяснишь.


N 4 . Можно ли нарушить законы природы? Что за это будет?

ОТВЕТ: Законы природы, как ни старайся все равно не нарушишь. Это тебе не правила перехода улицы. Законы природы-нерушимы. Только Бог мо­жет нарушить их и сотворить чудо. Но Бог редко нарушает законы приро­ды, потому, что сам их создавал.


N 5. Гриша положил мороженое в карман. Оно там растаяло и утекло в штаны. Можно ли назвать случившееся физическим явлением?

ОТВЕТ: Можно. Мороженое было твердым и холодным, а стало жидким и теплым. Оно изменилось. Произошло физическое явление. Любые материальные изменения в наших карманах или в окружающей нас дикой или домашней природе называют физическими явлениями.


N 6. Саша задумчиво раскачивался на стуле и строил жизненные пла­ны. Совместное со стулом падение явилось для него полной неожидан­ностью. Имело ли место в данном случае физическое явление?

ОТВЕТ: Имело. Произошло изменение, в результате которого Саша поте­рял равновесие, а приобрел шишку на лбу.


N 7. Мише во сне явилась добрая фея и подарила рогатку. Можно ли счи­тать явление феи с рогаткой физическим явлением?

ОТВЕТ: Нельзя. Явления, которые происходят во сне или в мечтах физи­ческими не называются.












4.Домашнее задание .

  1. Итог урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!