СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Угольная кислота и её соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока химии "Угольная кислота и её соли" 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Угольная кислота и её соли"»

Урок химии в 9-м классе по теме "Угольная кислота и её соли"

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели:

Образовательная:

  • создание условий для закрепления знаний о средних и кислых солях на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях. Изучение качественной реакции на карбонат – ион;

Развивающая:

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование исследовательских навыков.

Воспитательная:

  • формирование экологической грамотности учащихся.

Методы обучения:

  • проблемный

  • исследовательский.

Организационные формы:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • работа в парах

Оборудование:

  • набор реактивов для проведения опытов,

  • компьютерная презентация,

  • образцы минералов, скелеты раковин.

Эпиграф к уроку : «…У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа….»


Ход урока

  1. Оргмомент

Приветствие: Я рада встрече с вами. Сегодня мы продолжим изучение соединений углерода. Перед началом урока я пожелаю вам хорошего настроения и творческих успехов, надеюсь, что наша встреча пройдёт плодотворно.

  1. Актуализация знаний

Учитель: 1. Какие соединения образует углерод?

Учащиеся составляют схему: «Соединения углерода» ( приложение1, слайд)



2.Как называется ряд, составленный из следующих формул веществ?

C COCO2H2CO3CaCO3

(Ответ учащихся: генетический ряд углерода)

У доски учащийся выполняет индивидуальное задание: записывает уравнения реакций переходов.

3.Какие соединения углерода мы уже изучили? ( Ответ: оксиды углерода)

4. А какие соединения предстоит изучить? (Ответ: угольную кислоту и её соли)

Учитель: Открывая бутылку лимонада, “Пепси-колы” или любого другого газированного напитка мы сталкиваемся с нашей незнакомкой. Это она, угольная кислота. Как часто предательски вырывается она из бутылки, разбрызгиваясь вокруг. Это происходит от того, что молекулы её крайне неустойчивы, а в бутылке она находится под большим давлением, когда мы открываем крышку , она сразу разлагается:

H2CO3=H2O + CO2

Угольная кислота- это тот редкий случай вещества, формулу которого принято считать условной, т. е. такой молекулы не существует, однако возможно рассматривать не только свойства её соединений, но и собственные свойства этой кислоты.

Записываем тему урока : «Угольная кислота и ее соли » ( приложение1, слайд )


  1. Изучение нового материала

(Постановка проблемного вопроса)

Учитель:

Учащиеся предлагают варианты ответов и выбирают правильный.


Видеоролик «Получение угольной кислоты» ( приложение1, слайд )

Вопросы учащимся после просмотра видеоролика:

1.Что наблюдаете? 2.Как изменяется окраска лакмуса? 3.Почему?

4.Какой вывод о силе угольной кислоты можно сделать?

(Если учащиеся затрудняются с выводом о силе кислоты, то можно для сравнения представить им окраску лакмуса в растворе соляной кислоты).


Вывод: угольная кислота является слабой, что подтверждает розовая окраска лакмуса, а не красная, как в растворах сильных кислот.

Учащиеся объясняют наблюдаемые явления и записывают уравнение реакции получения угольной кислоты, ( приложение1, слайд)


Характеристика угольной кислоты составляется в ходе беседы с классом. Учащиеся классифицируют угольную кислоту по известным признакам, записывают уравнения диссоциации по ступеням.

Учитель:так как угольная кислота двухосновная, то ей состветствуют соли двух типов. Какие? ( приложение1, слайд)

Соли

Средние Кислые

CaCO3 Ca(HCO3)2

Дайте названия этим солям

(Карбонат кальция ) (Гидрокарбонат кальция)

Что можно сказать о растворимости карбонатов? (работа с таблицей растворимости: растворимы только соли K+, Na+, NH4+ )

А гидрокарбонаты ? ( растворимы все) ( приложение1, слайд)

Учитель: Особенностью солей угольной кислоты является их способность превращаться друг в друга (демонстрация видеоролика «Взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов»- приложение1, слайд)

Какой вывод можно сделать из наблюдаемых явлений?: (в избытке кислоты карбонаты превращаются в гидрокарбонаты, а при нагревании - наоборот).

(учащиеся составляют уравнения реакций)

Учитель: химические реакции мы привыкли наблюдать в школьной лаборатории, в пробирках. Но такие же процессы происходят и в природе, вокруг нас. Об этом нам сейчас расскажет Никифоров Андрей( сообщение учащегося об образовании карстовых пещер), (приложение 1,слайд )

Учитель : На ваших столах находятся образцы мела, мрамора, известняка. Здесь вы видите также ракушки. (приложение 1, слайд )

Что общего между этими горными породами и минералами и объектами живой природы? Чтобы ответить на эти вопросы предлагаю вам выполнить лабораторный опыт. (Инструкция по ТБ)

Лабораторный опыт:

1.К бразцам мела, мрамора, известняка, ракушек добавьте по каплям HCl.

2. Что наблюдаете?

3. Как вы думаете, какое вещество входит в их состав?

(учащиеся высказывают предположение: карбонаты)

Учитель: действительно, основной компонент этих объектов живой и неживой природы- карбонат кальция. Не случайно в своей поэме о минералах Н.М.Федоровский написал:

По формуле, как не смотри,

Они не рознятся никак:

Все те же кальций це о три,

Как мрамор, так и известняк. ( приложение 1, слайд )

Таким образом можно распознать соли угольной кислоты среди других солей. Это качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты)

Учитель. Вам никогда не приходило задуматься о том, почему, желая дать какому-то произведению искусства оценку, говорят: «Это-жемчужина…». А далее уже называют вид искусства. Но почему жемчужина? А потому, что жемчуг всегда считался символом высочайшего проявления прекрасного. Так что же такое жемчуг? (сообщение учащегося –Набатчикова Владимира, слайды приложение 1)

  1. Закрепление полученных знаний

Учитель: я думаю, вы уже поняли, что соли угольной кислоты широко распространены в природе и участвуют во многих химических процессах. А теперь я предлагаю вам закрепить изученное.

(плюсы)

Выполнение теста:

(сколько плюсов)

  1. Подведение итогов

Учитель: Давайте подведем итог. Угольная кислота и ее соли во многом формируют облик планеты. Они находят широкое применение и в хозяйственной деятельности человека. Особое значение в истории цивилизации имеет карбонат кальция. Это ему мы обязаны архитектурным обликом наших городов. Но для того, чтобы карбонаты работали на человека, требуется знание научных закономерностей, в первую очередь химических процессов, протекающих вокруг нас. И бережное отношение к природе.

  1. Оценивание учащихся, Д/З. (п.28, 27; упр.16-18, з.3.,

Т.З. Составление синквейна на тему «Угольная кислота и её соли»

  1. 1 существительное

  2. 2 прилагательных

  3. 3 глагола

  4. 1 предложение

  5. 1 слово



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!