познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
Этапы и смысловые блоки урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания. | Приветственное слово учителя: - Здравствуйте ребята!!! -Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. | Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку. Настраиваются на деловой ритм, на работу. |
2. Актуализация знаний | - Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по планете Земля. Для начала давайте вспомним, что мы проходили на предыдущем уроке. Для этого ответим на вопросы после параграфа 23. | Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. |
3. Изучение нового материала 3.1. Целевая установка | - Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся путешествовать, а куда нам предстоит определить. - Послушайте краткое описание и с помощью физической карты мира, определите о каком материке идет речь. «Вытянутый материк, часть которого лежит как в Южном, так и Северном полушарии. Северные берега материка, омываются морем. Береговая линия материка мало изрезана, связана с соседним материком узким перешейком, через который прорыт судоходный канал. Материк омывается двумя океанами. Нулевой меридиан не пересекает. Экватор пересекает ее в самой северной части». Ваши варианты. Ответы учеников -Южная Америка - А я думаю, что это Африка. Кто же из нас прав? Давайте обоснуем и докажем свой ответ, пользуясь физической картой мира (желающий идет к доске). - Да, ребята, вы определили правильно. Я с вами согласна, это Южная Америка. Тема нашего урока: «Путешествие по Южной Америке» -Что вы хотите узнать о Южной Америке? Ответы учеников ГП, природу материка, население - Здесь протекает самая полноводная река мира Амазонка и в конце урока мы должны ответить на вопрос: «А почему Амазонка самая полноводная река? | Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы, слушают других, дополняют ответы товарищей. Записывают тему урока. Формулируют и принимают цели и задачи урока. Формирование географических знаний о Южной Америке, необходимость знаний для решения практических задач. Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности. |
4.2. Географическое положение | -Ребята, давайте вспомним, любое путешествие мы начинаем с чего? - Правильно, с адреса материка или по-другому с географического положения. - Давайте узнаем адрес Южной Америки. В этом нам поможет план ГП. Давайте вспомним его. - Молодцы, теперь используя план ГП, текст учебника на с. 126 и карту в атласе, заполните таблицу «Географическое положение Южной Америки». Задание: Заполнить таблицу «Географическое положение Южной Америки» Размеры материка | По величине - ____________ материк планеты ______. Его площадь составляет млн. км2 | Положение Южной Америки относительно экватора и нулевого меридиана. | | Пересекают ли тропики и полярные круги | | Океаны и моря, омывающие Южную Америку | На севере – _____________________; На юге – _____________________; На западе - _____________________; На востоке - ____________________. | А. Самый ближний материк к Южной Америке Б. Каким перешейком эти материки соединены? | А. ___________________________. Б.___________________________. | - Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка. | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Анализируют. Высказывают предположения. Оформляют в тетради записи. Работают с текстом учебника и картами в атласе. Узнают о географическом положении материка Южной Америки. |
4.3. Природа материка | - Ребята, Южная Америка считается одним из самых красивых материков на планете. Это обусловлено очень разнообразной природой. - Вот давайте и проверим это. С помощью учебника (с. 126-127), карт в атласе давайте посмотрим на самые важные компоненты природы материка, для этого заполним следующую таблицу: Рельеф | Внутренние воды | Климат | На западе горная цепь Анды – молодые горы. На востоке плоскогорья и равнины. | Многочисленные реки- Амазонка, Парана, Ориноко. На реках многочисленные пороги и водопады (Игуасу, Анхель) | Самый влажный материк. Климат на большей части материка тёплый, но не такой жаркий как в Африке. | - А теперь перейдём непосредственно к живой природе Южной Америки. Живой мир материка также разнообразен. Давайте убедимся в этом с помощью следующего задания. Заполните таблицу с помощью текста параграфа с. 127-130 и карт атласа. Работать будете по группам-экспедициям. В конце, каждая группа рассказывает о результатах своего путешествия. «Особенности живой природы Южной Америки» Особенности растительного мира | Особенности животного мира | Каучуковое дерево гевея, хинное дерево. Родина многих культурных растений – помидоры, картофель, кукуруза, хлопчатник | Обезьяны, тапиры, капибара, анаконда, электрические скаты, угри, пираньи, арапаима, колибри, олени, лама, страус-нанду, пума, ягуар | - Ребята, какая что вам больше всего запомнилось из растительного и животного мира Южной Америки? - Также материк богат разнообразными полезными ископаемыми. Давайте с вами узнаем какими с помощью учебника на с. 130. -Скажите, ребята, а зачем вообще нужны полезные ископаемые и почему их добывают? Человек использует их для производства различных вещей. | Слушают внимательно учителя и отвечают на вопросы. Анализируют. Высказывают предположения. Работают с текстом учебника и картами в атласе. Узнают о природе Южной Америки и её разнообразии. |
4.4. Население | - Молодцы, скажите, а как люди могли поселиться в Южной Америке? Прийти или приплыть - А откуда ближе всего могли прийти люди? Северная Америка - А почему? Материки соединены Панамским перешейком - Ребята, давайте вспомним с вами население Северной Америки. Индейцы, потомки переселенцев из стран Европы, потомки африканских рабов. -Верно, соответственно и население Южной Америки будет похожим на население Северной Америки, только они освоили материк позднее, примерно 20 тыс. лет назад. | Работают с картой и текстом учебника. Анализируют. Узнают о населении Южной Америки. |
5. Закрепление | Тестирование 1. Площадь Южной Америки составляет А) около 24 млн км2 Б) около 18 млн км2 В) около 14 млн км2 2. По особенностям климата Южная Америка является самым А) жарким материком Б) влажным материком В) ветреным материком 3.Особенности климата материка влияют на А) длину рек Б) характер течения рек В) полноводность рек 4. Натуральный каучук получают из сока дерева А) гевеи Б) секвойи В) хинного дерева 5. Самым крупным хищником материка является А) тапир Б) ягуар В) капибара 6) Выберите верные утверждения, характеризующие материк Южная Америка. А) материк был открыт Афанасием Никитиным Б) экватор пересекает материк посередине В) два океана омывают побережье материка | Осуществляют самопроверку. |
6. Итоги урока | Благодарит детей за урок. Оценивает работу учащихся. | Подводят итоги урока. |
7. Домашнее задание | Учебник §24, печатная рабочая тетрадь §24 (весь), небольшое сообщение в тетради про понравившееся растение или животное Южной Америки. | |