- Что такое право? - Давайте посмотрим на слайд. На словаре Ожегова дается такое определение. Кто хочет прочитать? (слайд 6) «Право- совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми» - Обратите внимание на подчеркнутые слова. Запишите это определение в тетрадь. - Как вы понимаете выражение «права человеческой личности»? (слайд 7) - Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, на свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие. - Запишите это определение в тетрадь. - Кто из вас знает, в каком документе записаны все права человека в нашей стране? - Правильно. А что такое Конституция? (слайд 8) Конституция – основной закон государства, выражающий волю и интересы народа. - Запишите это определение в тетрадь. - Где бы вы ни жил, в какие бы общественные группы ни включался, ты- человек, личность! Значит, у вас есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения, и их нельзя отнять. - Теперь мы с вами поработаем в группах по 4 человека. Но сначала вспомним правило работы. (слайд 9) - Прочитайте правило работы в группе. - Лучше всего вы работаете вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. (слайд 10) Ваши роли такие: чтец - читает вслух; секретарь - записывает что-то от лица группы; докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист - следит за временем. - Слушайте внимательно. Ваша задача заполнить таблицу (слайд 11) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) с помощью учебника. На стр. 40-42 учебника найдите, какие личные права есть у каждого человека и что означает. Если в учебнике нет значение, то подумайте сами. На это задание даю 5 минут. - Время вышло. Проверяем. - Молодцы ребята. (слайд 12) У человека есть свои личные права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, на образование, на медицинское обслуживание, на отдых на труд - А еще у человека есть: (слайд 12) право на личную, семейную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, на участие в политической жизни. - Сейчас вам нужно определить какие права сказочных героев были нарушены. 1 ряд читаем и отвечаем: (слайд 13) …Свесть царевну в глушь лесную, И, связав ее живую, Под сосной оставить там На съедение волкам.. (А.С.Пушкин) 2 ряд ваша очередь: (слайд 14) -Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал? -Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце? (Ш.Перро) 3 ряд не отстаем: (слайд 15) – Сейчас же отопри дверь,- прорычал волк, -а не то я ее выломаю! - Дом поросенка – это крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. (братья Гримм) - Молодцы ребята! - Должны ли быть у ребенка особые права? - В начале урока мы говорили, что все права людей записаны в Конституции. Но есть еще документы, которые защищают права детей: это Декларация прав ребенка и Конвенция по правам ребенка. (слайд 16) - Декларация (слайд 16) (в переводе с лат. означает заявление, объявление)- имеет рекомендательный характер, является призывом ко всем правительствам. Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН. Конвенция (слайд 16) (в переводе с лат. договор, соглашение) – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Конвенция по правам ребенка была принята ООН в 1989 году. - Запишите определения в тетрадь. - И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях. - Давайте посмотрим, какие еще права имеет ребенок на странице 42-43. - Давайте познакомимся с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка. (слайд 17- 20) Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 7. Ребенок имеет право: на имя, на гражданство, право знать своих родителей. Статья 7. Ребенок имеет право: на любовь и заботу. Любить своих детей и заботиться о соблюдении прав ребенка, прежде всего, обязаны родители. Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Статья 16. Каждый ребенок имеет право: на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции. Статья 17. Ребенок имеет право: на доступ к информации и материалам из различных источников. Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Статьи 26-27. Ребенок имеет право на бесплатное, обязательное среднее образование Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. - Наше государство, заботясь о правах ребенка, в 1949 году учредило особый праздник для детей – День защиты детей. Впервые этот праздник был отпразднован 1 июня 1950г. и затронул 51 страну мира. С 1950 года в нашей стране отмечают праздник 1июня - День защиты детей. (слайд 21) - Как вы думаете, какое из прав, рассмотренных нами сегодня на уроке, главное? Почему вы так думаете? - Отлично ребята. |