СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру на тему "Права человека в обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по ссылке: https://multiurok.ru/files/konspekt-po-okruzhaiushchemu-miru-na-temu-prava-1.html 

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру на тему "Права человека в обществе"»

Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




















План - конспект

урока по окружающему миру

в 4 классе

на тему:

«Права человека в обществе»

студентки группы 4 курса

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Хадиной Гузель Фасилевна





















2021 г.

План-конспект урока по окружающему миру

Тема: «Права человека в обществе»

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию представления о личных правах человека в обществе;

Задачи:

  • Образовательная:

- актуализовать знания учеников об обществе выполняя самостоятельную работу;

  • Развивающая:

- способствовать развитию навыков устной монологической речи при ответах на вопросы учителя, объяснении выполненного задания и содействовать развитию умения анализировать через выполнение задания в группе;

  • Воспитательная:

- способствовать формированию коммуникативных навыков и навыка учебного сотрудничества через выполнение заданий в парах, в группе.

Планируемые результаты:

УЧЕНИКИ УМЕЮТ

Предметные: ученик получит возможность отработать навык изучения новой темы.

Метапредметные:

  • Регулятивные

- планировать и оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

  • Познавательные

- самостоятельно формулировать тему и цель урока, извлекать необходимую информацию из текстов правил по теме урока и упражнений.

  • Коммуникативные

- умение сотрудничать в процессе взаимодействия между собой и учителем, а также при работе в парах, группах.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация в процессе изучения темы урока «Права человека в обществе».

Оборудование: презентация, распечатки, учебник «Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов»


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент


- Здравствуйте, меня зовут Гузель Фасилевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь!

- Ребята, приведите свои рабочие места в порядок, посмотрите, все ли у вас подготовлено к уроку.

- При помощи пальчика, покажите какое у вас настроение.

- Я вижу, что у всех хорошее настроение.

- Прочитайте, пожалуйста, пословицу. (слайд 1)

«Ученье – свет, а неученье – тьма»

- Как вы ее понимаете?









- Как она связана с уроком окружающего мира?



- Спасибо Вам за ответы.

- Здравствуйте






показывают





- это пословица означает что, жизнь без просвещенья ограничена, темна, лишена ярки красок. Человечество не двигалось бы вперед, если бы не развивалось умственно.

- Окружающий мир открывает новые возможности и светлые пути.

Актуализация знаний

- Чтобы перейти изучать новую тему нам надо проверить, как вы усвоили тему прошлого урока.

- (слайд 2) Возьмите карточку №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) . Выполните самостоятельно это задания. Вам надо вставить в текст пропущенные слова. На это я даю 2 минуты.

- Время вышло, проверяем. (слайд 2)

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Спасибо за ответы. Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверяйте друг друга по эталону.

- (слайд 3) Если у соседа все верно нарисуйте звезду; если есть 1 ошибка, нарисуйте квадрат; а если 2 или больше 2, нарисуйте треугольник.

- Верните карточку соседу. Посмотрите свои ошибки.

- Похлопайте, у кого нарисована звезда; потопайте, у кого квадрат; и встаньте у кого треугольник.

- Кто похлопал вы большие молодцы, хорошо изучили прошлые темы, а остальным надо повторить дома.

слушают



выполняют задание





проверяют







оценивают






выполняют



слушают

Постановка учебной задачи

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма. (слайд 4) гиперссылка (https://yandex.ru/video/preview/13289708730775875888 до 0.17 с.)

- О чем говорилось в мультфильме?


- Итак, вы посмотрели отрывок мультфильма «Смешарики. Азбука прав ребенка».

- Значит, какова тема нашего урока? (слайд 5)


- А какие права вы знаете?

- А все ли права, которые есть в современном обществе, вы назвали?

- Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую цель поставите перед собой? (слайд 5)

- Правильно, сегодня мы должны узнать, о правах человека, и какими документами подтверждены эти права.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа. Также запишите тему урока: «Права человека в обществе».

слушают


смотрят



- что каждый человек на что-то имеет право




- «Права человека в обществе»


Ответы детей

- нет


- узнать, о правах человека, и какими документами подтверждены эти права.


записывают

Учебное действие

- Что такое право?

- Давайте посмотрим на слайд. На словаре Ожегова дается такое определение. Кто хочет прочитать? (слайд 6)

«Право- совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми»

- Обратите внимание на подчеркнутые слова. Запишите это определение в тетрадь.

- Как вы понимаете выражение «права человеческой личности»? (слайд 7)

- Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, на свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие.

- Запишите это определение в тетрадь.

- Кто из вас знает, в каком документе записаны все права человека в нашей стране?

- Правильно. А что такое Конституция?

(слайд 8)

Конституция – основной закон государства, выражающий волю и интересы народа.

- Запишите это определение в тетрадь.

- Где бы вы ни жил, в какие бы общественные группы ни включался, ты- человек, личность! Значит, у вас есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения, и их нельзя отнять.

- Теперь мы с вами поработаем в группах по 4 человека. Но сначала вспомним правило работы. (слайд 9)

- Прочитайте правило работы в группе.

- Лучше всего вы работаете вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. (слайд 10) Ваши роли такие:

    • чтец - читает вслух;

    • секретарь - записывает что-то от лица группы;

    • докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

    • хронометрист -  следит за временем.

- Слушайте внимательно. Ваша задача заполнить таблицу (слайд 11) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) с помощью учебника. На стр. 40-42 учебника найдите, какие личные права есть у каждого человека и что означает. Если в учебнике нет значение, то подумайте сами. На это задание даю 5 минут.

- Время вышло. Проверяем.

- Молодцы ребята. (слайд 12) У человека есть свои личные права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, на образование, на медицинское обслуживание, на отдых на труд

- А еще у человека есть: (слайд 12) право на личную, семейную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну переписки, на участие в политической жизни.

- Сейчас вам нужно определить какие права сказочных героев были нарушены. 1 ряд читаем и отвечаем: (слайд 13)
…Свесть царевну в глушь лесную,

И, связав ее живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам.. 

(А.С.Пушкин)

2 ряд ваша очередь: (слайд 14)

-Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

    -Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?

(Ш.Перро)

3 ряд не отстаем: (слайд 15)

Сейчас же отопри дверь,- прорычал волк, -а не то я ее выломаю!

- Дом поросенка – это крепость, - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

(братья Гримм)

- Молодцы ребята!

- Должны ли быть у ребенка особые права?

- В начале урока мы говорили, что все права людей записаны в Конституции. Но есть еще документы, которые защищают права детей: это Декларация прав ребенка и Конвенция по правам ребенка. (слайд 16)

- Декларация (слайд 16) (в переводе с лат. означает заявление, объявление)- имеет рекомендательный характер, является призывом ко всем правительствам. Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Конвенция (слайд 16) (в переводе с лат. договор, соглашение) – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Конвенция по правам ребенка была принята ООН в 1989 году.

- Запишите определения в тетрадь.

- И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.

- Давайте посмотрим, какие еще права имеет ребенок на странице 42-43.



- Давайте познакомимся с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка. (слайд 17- 20)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 7. Ребенок имеет право: на имя, на гражданство, право знать своих родителей.
Статья 7. Ребенок имеет право: на любовь и заботу. Любить своих детей и заботиться о соблюдении прав ребенка, прежде всего, обязаны родители.
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. 
Статья 16. Каждый ребенок имеет право: на личную жизнь, на неприкосновенность жилища, на тайну корреспонденции.
Статья 17. Ребенок имеет право: на доступ к информации и материалам из различных источников.
Статья 27. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для полноценного физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Статьи 26-27. Ребенок имеет право на бесплатное, обязательное среднее образование

Статья 31. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

- Наше государство, заботясь о правах ребенка, в 1949 году учредило особый праздник для детей – День защиты детей. Впервые этот праздник был отпразднован 1 июня 1950г. и затронул 51 страну мира. С 1950 года в нашей стране отмечают праздник 1июня - День защиты детей. (слайд 21) 

- Как вы думаете, какое из прав, рассмотренных нами сегодня на уроке, главное? Почему вы так думаете?

- Отлично ребята.

предположения

смотрят, читают








записывают определение в тетрадь


отвечают


читают










записывают

- в Конституции



отвечают


читают определение



записывают

слушают







вспоминают правило работы


слушают внимательно


определяют роли, посмотрев на слайд










выполняют работу





проверяют

слушают















- Право на свободу и неприкосновенность





- Право на досуг






- Право на неприкосновенность жилища





- да


слушают






записывают














слушают




- право на любовь и заботу; право на защиту чести и достоинства ребенка


слушают



































слушают








- Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет.

Первичное закрепление

- Выполним работу в парах и по вариантам, необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.  

- Сначала вспомним правило работы в паре. (слайд 22) 

- Возьмите карточку №2. (слайд 23) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Для выполнения даю 2 минуты.

- Время вышло, поверяем. (слайд 24- 25) 
а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на …
б) Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на …
в) Балда из сказки А.Пушкина Сказание о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …
г) Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …

- Молодцы!

слушают



вспоминают правило







- Личную неприкосновенность

- Неприкосновенность жилища



- Труд




- Владение имуществом


Итог урока

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Какая была у нас тема урока? (слайд 26) 

- Давайте вернёмся к цели урока. Достигли ли мы ее?

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Что такое право? Права человека?

- Какое же основное право есть у каждого человека, у каждого ребенка?


- В каком документе записаны все права человека в нашей стране?

- Продолжите фразы: (слайд 27) 

Сегодня на уроке я научился(ась)…;

Мне было интересно…;

Я понял(а), что …;

Мне было трудно …;

Больше всего мне понравилось …;

Я бы похвалил(а)…;

Мне понравился ответ …;

Своей работой на уроке я доволен(не доволен)…

- Вы все сегодня молодцы. Особо хочу поблагодарить тех учеников, которые были самыми активными, открытыми  на уроке. Спасибо за урок, до свидания!

проговаривают



Отвечают




-Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь!

- В Конституции


продолжают








прощаются



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КАРТОЧКА №1

Задание: вам надо вставить в текст пропущенные слова.

Для каждого человека общество состоит из многих ____________ ________________ и _____________________________________.

Чем больше человек общается, тем больше его ________________.

Объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, отличающиеся от интересов других людей, можно назвать________________ _____________________.

Самым большим обществом для каждого человека

является________________________________________________

КАРТОЧКА №1

Задание: вам надо вставить в текст пропущенные слова.

Для каждого человека общество состоит из многих ____________ ________________ и _____________________________________.

Чем больше человек общается, тем больше его ________________.

Объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, отличающиеся от интересов других людей, можно назвать________________ _____________________.

Самым большим обществом для каждого человека

является________________________________________________


КАРТОЧКА №1

Задание: вам надо вставить в текст пропущенные слова.

Для каждого человека общество состоит из многих ____________ ________________ и _____________________________________.

Чем больше человек общается, тем больше его ________________.

Объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, отличающиеся от интересов других людей, можно назвать________________ _____________________.

Самым большим обществом для каждого человека

является________________________________________________

КАРТОЧКА №1

Задание: вам надо вставить в текст пропущенные слова.

Для каждого человека общество состоит из многих ____________ ________________ и _____________________________________.

Чем больше человек общается, тем больше его ________________.

Объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, отличающиеся от интересов других людей, можно назвать________________ _____________________.

Самым большим обществом для каждого человека

является________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Личные права у каждого человека

Права

Что означает































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КАРТОЧКА №2 ВАРИАНТ 1

Задание: определите, какое право сказочного героя нарушено, и закончите фразу.


а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на __________________________________________________­­­­­______________
б) Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на ________________________________________________________________

КАРТОЧКА №2 ВАРИАНТ 2

Задание: определите, какое право сказочного героя нарушено, и закончите фразу.


в) Балда из сказки А.Пушкина Сказание о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ________________________________________________________________
г) Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на ________________________________________________________________


КАРТОЧКА №2 ВАРИАНТ 1

Задание: определите, какое право сказочного героя нарушено, и закончите фразу.


а) Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на __________________________________________________­­­­­______________
б) Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на ________________________________________________________________

КАРТОЧКА №2 ВАРИАНТ 2

Задание: определите, какое право сказочного героя нарушено, и закончите фразу.


в) Балда из сказки А.Пушкина Сказание о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ________________________________________________________________
г) Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на ________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!