СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по музыке на тему «Фольклорные жанры» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет  как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 1 урока 2 четверти «Исторически сложившиеся фольклорные жанры».

 Цель: Раскрытие особенностей жанрового многообразия русских народных песен.

Задачи:

- познакомиться с жанровым и видовым разнообразием фольклора; учить различать народные песенные жанры;

- увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к народной музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально-эстетический отклик на произведения народного жанра;

- воспитывать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края;

- развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку;

- уметь выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого исполнения, воплощения различных образов русого фольклора;

- развивать эмоциональную сферу учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по музыке на тему «Фольклорные жанры» (3 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка, 3 класс

  1. четверть



Урок 1. Исторически сложившиеся фольклорные жанры

Тема: Фольклорные жанры



Цель: Раскрытие особенностей жанрового многообразия русских народных песен.

Задачи:

- познакомиться с жанровым и видовым разнообразием фольклора; учить различать народные песенные жанры;

- увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к народной музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально-эстетический отклик на произведения народного жанра;

- воспитывать музыкально-эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края;

- развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку;

- уметь выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого исполнения, воплощения различных образов русого фольклора;

- развивать эмоциональную сферу учащихся.



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Вход учащихся под музыку русской народной песни «Светит месяц». Учитель встречает детей в русском народном костюме (элементы).

- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! (Поклон в народном стиле.)

Присаживайтесь рядком да поговорим ладком.

Ребята, как думаете, почему я встретила вас в таком наряде и поздоровалась с вами необычно? О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Предполагаемые ответы детей: - Наверное, будем слушать и исполнять русские народные песни.

- А что такое народная музыка, фольклор?

Ответы детей.

- Верно, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своем были неграмотными, песни сочиняли и передавали друг другу по памя­ти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению.

Фольклор – это сокровищница культуры и история нашего народа, которая включает и народные песни, и устное творчество, и всеми любимые народные праздники.

Сегодня мы с вами совершим пу­тешествие в мир фольклора и узнаем о его жанрах. Тема сегодняшнего урока звучит так: Фольклорные жанры.



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Роды и жанры фольклорного творчества

Фольклор существовал еще до возникновения письменной речи. Роды и жанры фольклорного творчества сформировались на основе обрядно-ритуальных действий.

Фольклор представлен тремя родами (жанрами):

1) Эпические жанры

Русские фольклорные жанры эпического рода представлены былинами, историческими песнями, сказками, преданиями, легендами, притчами, небылицами, пословицами и поговорками.

2) Лирические жанры

Примеры фольклорных жанров лирического направления представлены обрядовыми, колыбельными, любовными песнями, частушками, пасхальными и купальскими песнями.

Кроме этого, существует отдельный блок - «Фольклорная лирика», который включает литературные песни, романсы.

3) Драматические жанры

Основой драматического произведения является конфликт, содержание которого открывается благодаря игре актеров. Драматические произведения имеют динамичный сюжет. Фольклорные жанры драматического рода представлены семейно-обрядовыми, календарными песнями, народными драмами.

4) Лиро-эпические жанры

Некоторые произведения содержат черты лирического и эпического жанра, поэтому выделяют смешанный жанр – лиро-эпический, который подразделяется в свою очередь на:

- произведения с героическими персонажами: былина, дума, историческая песня;

- негероические произведения: баллада, песня-хроника.

5) Детский фольклор

Также различают фольклор для детей: колыбельная песня, потешка, утешка, пестушка, сказка.



  1. Направления фольклорных жанров

Фольклорные жанры народного творчества представлены двумя направлениями:

  1. Обрядовые произведения (исполнялись во время проведения обрядов):

- календарные: колядки, масленичные действия, веснянки, троицкие песни и др.;

- семейно-бытовые: рождение ребенка, свадебные торжества, празднование национальных праздников;

- окказиональные произведения (Прим. – исполнявшиеся по случаю, оказии), пришедшие в форме заговоров, считалок, закличек.

2) Необрядовые произведения:

Этот раздел включает в себя несколько подгрупп:

- Фольклорная драма: вертепные, религиозные произведения, театр «Петрушки».

- Фольклорная поэзия: былины, лирические, исторические и духовные песни, баллады, частушки.

- Фольклорная проза: сказки и былины, легенды, связанные с известными богатырями и героями Руси, предания, мифологические рассказы.

Все фольклорные жанры несут свой индивидуальный сюжет, свою смысловую нагрузку:

  • Изображения ратных битв, подвигов богатырей и народных героев наблюдаются в былинах.

  • Яркие события прошлого, бытовую жизнь и воспоминания героев из прошлого можно найти в исторических песнях.

  • Рассказы о действиях богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича – это былина.

  • Семейные песни всегда представлены такими персонажами, как свекровь, женушка, муженек.



3. Малые фольклорные жанры как отдельный блок фольклорных произведений

В эту систему вошли преимущественно произведения для детей. Актуальность этих жанров сохраняется и по сей день, ведь каждый человек знакомится с этой литературой еще до того, как начнет говорить.

1) Колыбельная

Колыбельная песня стала одним из первых произведений фольклора. Наличие частичных заговоров и оберегов является прямым доказательством этого факта.

Многие верили, что вокруг человека действуют потусторонние силы, верили в то, что если малыш увидит плохое во сне, - наяву это никогда не повторится.

Возможно, поэтому колыбельная про «серенького волчка» пользуется популярностью и сегодня.

  1. Потешка

Еще одним жанром является потешка. Чтобы разобраться, что именно представляют собой такие произведения, можно приравнять ее к песне-приговорке, или песенке с одновременными действиями.

Этот жанр способствует развитию мелкой моторики и эмоционального здоровья у ребенка, ключевым моментом считаются сюжеты с игрой пальчиков: «Сорока-ворона», «Ладушки».

Все вышеперечисленные малые фольклорные жанры необходимы каждому человеку. Благодаря им малыши впервые узнают, что такое хорошо и что такое плохо, приучаются к порядку и гигиене.



4. Народная песня – вид музыкального фольклора

1) Жанры народной песни

Народная песня – это небольшое словесно-музыкальное фольклорное произведение, которое отражает национальный характер народа, его обычаи, какие-либо исторические события. Народная песня своеобразна по жанровой структуре и языку.

Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые:

  • Календарные обряды сопровождали колядки, масленичные песни, веснянки, жатвенные песни. Главное назначение календарных песен — оказать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай.

  • Необрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года: «Во поле береза стояла», «Дубинушка», «Два веселых гуся», «Черный ворон».



А вот какие же жанры русской народной песни бывают, мы узнаем, посмотрев на лучи нашего необычного «солнышка»:

ЛИРИЧЕСКИЕ

ТРУДОВЫЕ

ОБРЯДОВЫЕ

ШУТОЧНЫЕ

ПЛЯСОВЫЕ

СОЛДАТСКИЕ

КАЛЕНДАРНЫЕ

ИГРОВЫЕ

ХОРОВОДНЫЕ

- Давайте хором назовем все жанры-лучики.

(Дети называют).

Сколько лучиков-жанров получилось у нашего «фольклорного солнышка»?

- 9.

- С некоторыми из них мы познакомимся сегодня поближе.

Как думаете, может ли народная песня выразить настроение человека, его мысли, характер? Почему?

- Потому, что музыка бывает разной - медленной, серьезной, лирической, печальной и наоборот, веселой, быстрой, шуточной. Тоже и в народных песнях.

-Совершенно верно. И в современном мире народная песня также не растеряла своей популярности. Она звучит и на радио, и на телевидении, и на разных концертах. Кто-нибудь из вас видел телевизионную передачу «Играй, гармонь»?

Давайте просмотрим небольшой фрагмент этой телепередачи и узнаем, любит ли русский народ народную песню.

Просмотр видеофрагмента т/п «Играй, гармонь».

Мнения ребят по поводу увиденного.

- Правильно, русский народ любит народные песни и от души их поет.



2) «Игровая горница»

Задание 1. Угадай мелодию

- Я сейчас наиграю фрагмент песни, а вы узнаете на слух и скажете, как она называется.

Звучит мелодия «Калинки».

Ответы детей.

- Правильно! Обратите внимание, что перед вами - карточки с заданиями. Вам нужно прохлопать заданный ритм.

Задание 2. Прохлопай ритмический рисунок

- Кто догадался, ритм какой песни вы прохлопали?

Ответы детей: Это «Калинка».

- Правильно, а теперь споем русскую народную песню «Калинка».

Задание 3. Исполнение рус. нар. песни «Калинка»

- Как вы думаете, к какому жанру народной песни относится наша песня? Укажите соответствующий лучик. Почему именно к такому жанру, а не другому?

- К плясовому, потому что музыка веселая по характеру, танцевальная, плясовая.

- Верно, это плясовой жанр. Но я, ребята, затрудняюсь выбрать из этих карточек ту, которая соответствует плясовому жанру. Кто мне поможет?

Задание 4. Выбери карточку

Задание 5. Отгадай загадку, выбери карточку, назови песню

- Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

- Берёза.

- А теперь выберем карточку с соответствующим песне ритмическим рисунком



Береза - символ красоты русской природы. И следующий жанр русской песни, который мы рассмотрим - это ХОРОВОДНЫЙ. Найдите лучик на нашем «фольклорном солнышке».

Это - жанр, в котором музыкальное искусство тесно связано с элементами театрального и хореографического действия.

Давайте все вместе поиграем и споем.

Задание 6. Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла»



3) Разучиваем и исполняем песню («Со вьюном я хожу», русская народная песня)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром - это ОБРЯДОВЫЙ жанр. Свадебно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты.

К таким свадебно-обрядовым песням относится и русская народная песня «Со вьюном я хожу», ко­торую вы сейчас услышите.

Слушание песни «Со вьюном я хожу».

- Какие мысли и чувства передает эта песня? Какие особенности исполнения вы услышали?

- Песня звучала без музыкального сопровождения.

- Такое пение называется а’капелла.

А’капелла – это пение нескольких голосов (ансамбля или хора) без музыкального сопровождения (аккомпанемента).

Работа над песней «Со вьюном я хожу»:

- Прослушаем еще раз а’капеллу.

- Первый куплет поем все вместе.

– Послушайте, как исполняют второй куплет.

С запаздыванием.

– Такая техника исполнения называется канон.

Канон – музыкальное произведение для нескольких голосов. Мелодию поет один голос, следующий начинает эту же мелодию до того, как первый закончит. Потом таким же образом вступает следующий голос. Чаще всего каноны бывают на 2 и 3 голоса.

Работа с учебником:

Найдите в нотах мелодию песни. Проследите, сколько раз она повторяется с разным текстом. Определите то место, где мелодию подхватывает второй голос и подпевает ей по-своему и где начинает петь ту же мелодию, что и первый голос, только с некоторым опозданием. И в нотах, и во время слушания становится понятно: сначала второй голос пел как подголосок, как будто отросточек ответвлялся от основного стебля.

Потом первый и второй голос запели в каноне. Это когда одна и та же мелодия звучит в разных голосах, но не одновременно, а с небольшим интервалом во времени. Но разнобоя не получается, наоборот, очень красиво. В каноне не всякую мелодию можно спеть, а только специально для этого сочинённую.

Слушание канона (2 и 3 куплет). Разучивание 2 и 3 куплета.

Песня «Со вьюном я хожу» старинная, в русских деревнях и сёлах про неё вспоминают по-разному: где-то её пели весной, где-то – осенью во время свадебных игрищ, где-то под Новый год, а где-то просто для развлечения и знакомства. Но всегда с движением в хороводе или парами.

Вьюном называли платок, пояс. Он как бы перевивал танцующих. Может быть, как настоящий вьюнок? Теперь можно только догадываться, что это могло означать и почему вьюнок. А сам цветок (иллюстрация) - очень милый, красивый, действительно вьётся и обвивает всё, что рядом с ним находится. И стебли его как множество голосов и подголосков.



4) «Танец с вьюнком»

Вьюнок растёт во многих местах на земле, не только у нас в России, и везде про него складывают песни и стихи.

Например, в Японии, можно видеть, как он полностью обвивает бамбук. Но некоторые обычные люди просто посмотрят, полюбуются и уйдут, забудут красоту, что случайно увидели. А вот творческие люди отреагировали иначе: художник посмотрел, полюбовался и написал его красками:

Поэт любовался вьюнком вечером:

Вечерним вьюнком

Я в плен захвачен...

Недвижно

Стою в забытьи.

В какой краткой форме выразил поэт своё любование, - всего несколько строчек! Такие небольшие произведения называются миниатюрами. Хочется станцевать эти строчки. И танец будет очень короткий – осторожно и легко потянуться рукой к растению, замереть, стать недвижно и забыть всё на свете, глядя на прелестные цветы.

Представьте, какая музыка будет звучать в таком вашем танце?

Пускай это будет тоже всего несколько нот, как несколько нежных цветков на разных стебельках. И музыка тоже остановится, забудется, и только четыре вариации на тему из нескольких нот как будто повиснут в вечернем воздухе.

Творческое задание: Сочинение музыкальной миниатюры «Танец с вьюнком».



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Итог. Фольклор народностей

Интересным фактом является то, что разные народности по своей культуре, традициям и обычаям имеют общие точки соприкосновения в фольклоре. Существуют так называемые универсальные желания, благодаря которым и появляются песни, обряды, сказания, притчи. Многие народы проводят празднования и воспевания для получения богатого урожая.

Из всего сказанного сегодня, спетого и услышанного становится очевидным, что разные народы зачастую оказываются близкими во многих сферах жизнедеятельности, а фольклор объединяет обычаи, традиции в единую структуру народного творчества.

- На какие группы (жанры) делятся народные песни?

- В чём особенность народных песен?

- Что такое а’капелла?

- Что такое канон?

- Что такое лирическая миниатюра?

- Как вы думаете, почему народная песня быстрей и лучше запомина­ется?

- Потому что народная песня ближе и родней людям, ее поют дети и взрослые, ба­бушки и дедушки.

Давайте вместе прочтем следующие слова:

«СЛУШАЙ PУССKУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ. И ТЫ ПОЛЮБИШЬ РОССИЮ!»



2. Рефлексия. Игра «Кто живет в избушке?»

- Наше путешествие в мир фольклора подошло к концу. В завершение его давайте поиграем.

Дети прослушивают музыкальные фрагменты и поднимают карточки с жанрами про­звучавших народных песен.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Выучить слова песни «Со вьюном я хожу».

- Спасибо за внимание! До свидания!



Используемые источники:

  1. https://easyen.ru/

  2. https://www.syl.ru/article/172076/new_folklornyie-janryi-primeryi-folklornyih-janrov


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!