СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Фольклорная экспедиция: Особенности казачьих песен» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  3 класса (УМК В.О. Усачёва, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 6 урока 1 четверти.

Цели и задачи урока:

- знакомить обучающихся с жанром рекрутских, казачьих песен;

- анализировать содержание текстов и мелодические особенности народных песен (с опорой на нотные фрагменты);

- отмечать особенную лихость, силу и стройность одних народных песен и выделять протяжность, контраст, переменный лад, распевы в других;

- подвести учащихся к пониманию внутреннего мира человека, разделению чувств, передающихся в песне.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Фольклорная экспедиция: Особенности казачьих песен» (3 класс)»


3 КЛАСС

Урок 6. Фольклорная экспедиция: Особенности казачьих песен

Цели и задачи урока:

- знакомить обучающихся с жанром рекрутских, казачьих песен;

- анализировать содержание текстов и мелодические особенности народных песен (с опорой на нотные фрагменты);

- отмечать особенную лихость, силу и стройность одних народных песен и выделять протяжность, контраст, переменный лад, распевы в других;

- подвести учащихся к пониманию внутреннего мира человека, разделению чувств, передающихся в песне.


ХОД УРОКА


  1. Организация урока

Вход детей. Музыкальное приветствие.


  1. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Жизнь человека немыслима без песни.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Из песен мы узнаём о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм и мужество, трудолюбие, любовь к родной природе.

Разнообразные виды народных песен называются жанрами.

Вы познакомились ранее с некоторыми жанрами народной песни. Назовите их.

- Хороводная песня, плясовая, протяжная, частушки.

- Исполним эти песни.

Исполнение песен:

  1. На горе-то калина – хоровое исполнение;

  2. Частушки – сольное;

  3. Липа вековая - исполнение соло;

  4. Выходили красны девицы – подгруппами.


Русская песня – это душа человека. На сегодняшнем уроке мы продолжим убеждаться в том, как народная музыка помогает нам переживать разные чувства, как показывает внутреннюю силу характера русского человека.


  1. Изучение новой темы

Эпиграф:

Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила—человеческая красота. А.Н. Толстой.


Сегодня вы познакомитесь с казачьей песней.

Казачьи песни отличаются как особенной лихостью и силой, так и широкой распевностью, протяжностью, стройностью.

Казачья песня относится к жанру солдатской (или рекрутской) народной песни. Рекрут – это новобранец, который призывался на военную службу. В то время, главным образом, рекрутировались солдаты из крепостных крестьян. Уходили порой последние кормильцы семей, поэтому солдатчина ложилась тяжёлым бременем на плечи крестьянства.

Прослушаем одну из казачьих песен и одновременно проследим её особенности в нотном тексте Учебника. После прослушивания ответим на вопросы:

- О чём поётся в этой песне? Какое душевное состояние испытывает новобранец? Что он чувствует? Какие особенности музыки, исполнения мы можем отметить?

1) Слушание р.н.п. «На сухом пруду». Обсуждение.

Предполагаемые ответы учащихся: В песне передаётся настроение большого горя, боли, печали, переживаний. Очень много распевов, ритм неровный.

- Совершенно верно, чужая сторона, чужой берег, плен, - потому и чувство боли одиночества, страдания, переживаний от того, что, возможно, солдат может больше не увидеть родную землю. А если бы был ровный ритм, передалось ли в песне внутреннее состояние душевных переживаний?

- Нет.

- Можно ли назвать эту песню плачем и почему?

Ответы.

- Какие чувства возникли у вас в процессе слушания песни?

- Боль, горечь, тоска, одиночество.

- Очень волнующая песня, заставляет нас о многом задуматься. В ней слышится чувство отчаяния.


Другую солдатскую песню мы сегодня разучим и исполним. Прослушайте её.

- Какие черты русской песни вы в ней выделите? Какие особенности её исполнения можно подчеркнуть?

- Песня звучит размашисто, твёрдо, энергично и весело. Ритм чёткий, ровный, маршеообразный. Исполняет песню мужской хор.

- В такой размашистости и энергичности выражен стойкий дух русского человека. Как будем исполнять песню?

2) Разучивание «Солдатушки, бравы ребятушки».


  1. Рефлексия

Предлагаю исполнить песню с движениями и с шумовым оформлением. Выберите инструменты для музыкального сопровождения песни.

Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки» с сопровождением детских музыкальных и шумовых инструментов (барабаны, колотушки).


  1. Вывод. Итог урока

Невозможно не удивляться стойкости русского характера. С одной стороны - сдержанность в проявлении горя, внутренние душевные переживания, выражаемые через песню, с другой – удаль, твёрдость, лихость, даже «шутливое» отношение к своей возможной смерти на поле брани.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!