СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Едем в фольклорную экспедицию» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие.

Урок рекомендован в рамках реализации ФГОС НОО  Образовательная система «Школа -2100» по программе  «Музыка» (УМК В.О. Усачева, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс) в третьем классе, в рамках изучения темы  «Характерные черты русской музыки» и позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 1 четверти.

 Цель урока: Введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.

Задачи:

дидактические: продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни; создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;

развивающие: развитие познавательного интереса, творческой активности;

воспитательные: воспитание позитивного отношения к народному искусству.

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Едем в фольклорную экспедицию» (3 класс)»

3 класс

1 ЧЕТВЕРТЬ


Урок 2. Едем в фольклорную экспедицию


Цель урока: Введение школьников в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его возникновения в историко-этнографическом контексте.


Задачи:

дидактические: продолжение формирования представлений о жанрах русской народной песни; создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;

развивающие: развитие познавательного интереса, творческой активности;

воспитательные: воспитание позитивного отношения к народному искусству.


Тип урока: комбинированный.

Методы: словесно-индуктивный (беседа), частично-поисковый (импровизация), метод побуждения к сопереживанию.

Оборудование урока и музыкальный материал: плясовая музыка «Камаринская» (наигрыш на гуслях), р.н.п. «Скоморошьи погудки» в исполнении фольклорного ансамбля «Русичи»; иллюстрации: «Ярмарка», «Скоморохи», «Гудок»; шумовые и деревянные народные музыкальные инструменты.


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята! (соль-соль-ля-ля-со-оль-со-оль)

- Здравствуйте, учитель! (соль-фа-ми-ре-до-о-до-о).

Прозвенел звонок. (до-ре-ми-фа-со-оль)

Начался урок! (соль-фа-ми-ре-до-о)

  1. Мотивация. Актуализация знаний

- Прослушайте музыку.

Звучит «Камаринская» (наигрыш на гуслях).

?

  • Что вы можете рассказать о её характере, настроении? Как она звучит?

  • Кто узнал, что за музыкальный инструмент звучал?

Ответы учащихся.

- Правильно, гусли. Это - удивительный древний музыкальный инструмент Руси.

Прозвучал наигрыш на гуслях – «Камаринская». Эта музыка праздничная и задорная, и мы с вами сегодня отправляемся вместе с ней на большое народное гуляние – на ярмарку.

  1. Основной этап

  1. Введение в тему

Кто из вас знает, что такое ярмарка?

Ответы учащихся.

Слайд-иллюстрация «Ярмарка».

- Ярмарка – это и место, где торговали выращенным урожаем, продавали и покупали самые разные товары, и возможность отдохнуть, повеселиться, «людей посмотреть и себя показать».

Мы сейчас «прогуляемся» по ярмарке, - но не ножками, а ладошками. Будет звучать ещё одна народная мелодия. Кто хочет спокойно всё «посмотреть», будет спокойно «шагать» ладошками по своим коленкам, а у кого появится желание «приплясывать» да «притопывать» при звуках музыки - может свободно потанцевать.

Что же мы видим и слышим на нашей ярмарке?

  1. Слушание «Скоморошьи погудки»

Слайд-иллюстрация «Скоморохи».

«Веселые люди скоморохи», о которых вы сейчас слышали, это бродячие музыканты и актеры, которые выступали на площадях городов и сел, на ярмарках, в балаганах. Их приглашали на свадьбы и другие празднества. Скоморохи пели, играли на различных инструментах, разыгрывали целые представления.

Что за инструменты звучали сейчас в записи? Один из них по звучанию похож на скрипку, но «поет» он грубее. Это древний гудок. Помните, в песне про березоньку мы пели: «сделаю из них я три гудочка».

Слайд-иллюстрация «Гудок».

Именно такие гудочки и играли в руках многих музыкантов прошлого.

Не только скоморохи пели на ярмарке шуточные песни.

В гулянии принимали участие все - не было зрителей и актеров, поэтому везде, где раздавалась плясовая музыка, сразу же слышались и задорные песни. А в последнее столетие самыми популярными на гуляниях стали коротенькие припевки – частушки.

  1. Осенние частушки «Урожайные»

А) Знакомство и разучивание



  1. Мы осенние частушки 
    Пропоем сейчас для вас! 
    Громче хлопайте в ладоши, 
    Веселей встречайте нас! Ух!



  1. На дворе похолодало –
    Надо курточки надеть.
    Это осень подсказала
    Про нее частушки спеть.



  1. Ой, ребята, только гляньте
    Вы на наших на девчат:
    С головы до ног оделись,
    Только носики торчат!


  1. Осень щедрая такая
    Всех одарит за труды.
    Мы на Праздник урожая
    Принесли ее плоды.



  1. Тыкву нашу поливали
    Утром, вечером и днем!
    Тыква выросла большая,
    И теперь мы в ней живем!



  1. Разудалый я силач —
    Гну рукой подковку!
    Потому, что я жую
    Каждый день морковку.



  1. Девочки и мальчики
    Любят кушать «пальчики».
    Но бояться вам не надо,
    Это сорт ведь винограда!



  1. Это что за поросенок,
    Где дырявый пятачок?
    Почему не слышно визга?
    — Это ж, братцы, кабачок!



  1. Оля бусы из рябины
    Нанизала метров пять.
    Чтобы их носить на шее,



Надо ей жирафом стать.



  1. Мы на праздник Урожая
    Натащили овощей.
    После выставки наш повар
    На год нам наварит щей!

Б) Исполнение частушек (с игрой на народных деревянных и шумовых инструментах)

4. Разыгрывание народной песни «На горе-то калина»

На прошлом уроке вы знакомились с хороводной песней «На горе-то калина». Спойте её с обыгрыванием (танцевальными движениями).

5. Итог урока. Вывод. Рефлексия

Мы побывали сегодня на русской ярмарке.

? С какими песнями вы сегодня встретились?

Какие инструменты нам аккомпанировали?

Почему на ярмарке не звучат протяжные, жалобные и лирические песни?

Для чего нужна музыка на ярмарке? А в нашей жизни?

Ответы детей и их обобщение учителем.



6. Домашнее задание. Сочинить частушки про ярмарку.

- Да не забудьте, что частушки всегда веселые, короткие, и слова в них произносятся «часто» - от слова «частить», «говорить часто».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!