СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 5 классе на тему «Олимпийские игры в древности»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 5 классе на тему «Олимпийские игры в древности»»


Конспект открытого урока по истории в 5 классе на тему «Олимпийские игры в древности».

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема. «Олимпийские игры в древности»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;

2. Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения.

3. Пробудить в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.


Планируемые результаты:

Предметные: знать - историю появления Олимпийских игр,

уметь – давать определения понятиям «атлет», «ипподром», «пятиборье», «Олимпия».

Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, Смогут осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном Олимпийском движении

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с учебником, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: работа в группах, коллективная, индивидуальная

Средства обучения: проектор, презентация, музыкальный фрагмент «Олимпиада-80», раздаточный материал к уроку, учебник, карта.

Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия


План урока:

1.История возникновения Олимпийских игр.

2.Пять незабываемых дней.


Ход урока:

I.Организационный момент:

Обучающиеся входят на перемене в кабинет истории под музыкальное сопровождение – песню Д.Тухманова на слова Р.Рождественского в исполнении Н.Королевой «Олимпиада-80».

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Входя в кабинет, вы все слышали песню. О чем она?

(Ответ-о спорте).

- Кто из вас занимается спортом? Зачем люди занимаются спортом? Что спорт развивает в человеке?

Демонстрация слайда с изображением олимпийских колец.

-Какое отношение к спорту имеют, кольца, изображенные на слайде?

Это символ Олимпийских игр. Это самые главные спортивные соревнования, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле. Игры проводятся 1 раз в 4 года.

Древнегреческий философ Пиндар много лет назад написал такие строки: "Нет другой звезды благороднее Солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне мира. Так и мы прославляем те состязания, что всех игр благороднее,— Олимпийские игры"

Отталкиваясь от моих слов и символа на экране сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадь. Какую цель урока, и задачи мы сегодня поставим перед собой.



Тема: «Олимпийские игры в древности»

Цель: изучить историю происхождения и развития Олимпийских игр

Задачи: 1. Выяснить, когда состоялись первые олимпийские игры

2. Определить где состоялись первые игры и узнать, как они проходили

3. Узнать как награждали победителей игр


II. Изучение нового материала

Знакомство с историей возникновения и прохождения Олимпийских игр в Древней Греции

Для начала предлагаю вам поработать с картой на стр 115 и ответить на вопрос, почему игры называются Олимпийскими?

Олимпийские игры проводились в Олимпии. Олимпия располагалась на территории Эллады, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей.

Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название? (гора Олимп).

Что мы о ней знаем? (На ней жили греческие боги).

До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса -главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником.

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

- Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

УЧИТЕЛЬ: Олимпия - начальный пункт эстафеты при проведении современных Олимпийских игр. Его зажигают за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете. И он горит непрерывно до их окончания. (Видеофрагмент)

-Что послужило причиной появления Олимпийских игр?

Существует несколько версий. Некоторые из ребят заранее получили задание найти информацию о появлении первых Олимпийских игр. Послушаем их.

Сообщения учащихся.

1 ученик: Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.

2 ученик: Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания.

3 ученик: По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.


Пользуясь учебником скажите когда состоялись первые Олимпийские? (776 г. До н.э.)

Сколько лет назад это произошло? Работа с лентой времени. (2795 г.)

Физкультминутка.

Учитель: В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)


III. Работа в группах.

1 группа. Подготовка к играм.

2 группа. 5 незабываемых дней.

3 группа. Награждение победителей.


Итак, мы с вами в Олимпии.

Сейчас я вам предлагаю разбиться на 3 группы. Перед вами на столе лежит текст, а также вопросы к нему в течении 7 минут вы должны поработать с материалом и устно ответь на вопросы. Время пошло.

Вопросы для 1 группы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Как шла подготовка к играм?

К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

- Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

- Всем ли из присутствующих разрешат присутствовать на играх?

- Кто мог принимать участие в играх? (Только мужчины)

Но был случай, когда это правило было нарушено.

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Кто же смог пойти на такой риск?



Словарь на доске. Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.



Вопросы 2 группе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- Сколько дней длились игры? (5 дней)

Что же было в первый день? (Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи

клялись выносить справедливые решения)

Как назывались состязания которые проводились во второй и третий день Олимпиады?


Словарь на доске . Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.


1. Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион).Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь,третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.


Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц.

В какой день проходили гонки колесниц? (Они проходили в четвертый день соревнований.)


Словарь. Ипподром – место для проведения конных состязаний.


Вопросы 3 группе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

-Как награждали победителей?

- Что происходило в пятый день Олимпиады?

В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.


Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в 393 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия .


А сейчас поработаем самостоятельно и ответим на вопросы, лежащие на вашей парте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

IV. РЕФЛЕКСИЯ

Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знакомство с историей олимпийского движения. Вспомните цель и задачи нашего сегодняшнего урока как вы думаете со всем ли мы справились? А что вам больше всего понравилось? Что было сложно, а с чем быстро справились? На доске расположен пьедестал для победителей, а медали на вашем столе это то что вы усвоили на уроке. 1 место- все понятно, Все понравилось, 2- немного не понял, но все понравилось, 3 - ничего не понятно, но буду стараться.


Благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения и выводы. Особенно хотелось бы отметить работу следующих учащихсяи наградить их, если не оливковым венком, то оценкой (называет фамилии и имена учащихся, выставляет оценки). И пусть эта скромная награда за активное участие в сегодняшнем «путешествии» по Древней Олимпии станет первой, но не последней вашей победой в жизни! Запишите домашнее задание расположенное на доске. До свидания ребята!



V. Домашнее задание:

1.Параграфа 33, понятия.

2.Составить рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (по желанию).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!